Верования и культы народов Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 01:23, контрольная работа

Краткое описание

У народов Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток) до недавнего времени сохранялись архаичные формы общественной жизни, а следовательно, и религии. Объясняется это тем, что условия исторического развития североазиатских народов были очень неблагоприятны. Обширные области Крайнего Севера и сейчас еще имеют очень редкое, разбросанное население. Удаленность от очагов высоких цивилизаций тоже содействовала сохранению застойных форм жизни. Все это особенно сказалось на населении Арктического и Субарктического Севера («малые народы Севера»): таковы палеоазиатские народы — ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки; тунгусо-маньчжурские народы — эвенки, ламуты, нанайцы, ульчи и др.; самоедоязычные народы— ненцы, тавгийцы, селькупы; угроязычные — ханты, манси; енисейские кеты — народ, происхождение которого пока неясно. У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство, долго держались патриархально-родовые отношения с пережитками материнского рода.

Содержание

Общие сведения……………………………………………………………..2
Древние верования и истоки шаманизма ………………………………….2
Вера в духов природы – основа религиозных представлений …………...3
Промысловые культы и праздники ………………………………………..3
Культ медведя ……………………………………………………………….4
Оленеводческие обряды ……………………………………………………5
Семейно-родовые культы …………………………………………………..5
Культ огня …………………………………………………………………...6
Культ мужских предков …………………………………………………….7
Шаманство у народов Сибири ……………………………………………..8
Место шаманизма в системе религиозных представлений народов Сибири ……………………………………………………………………….9
Изменения в верованиях народов Сибири с XVII в. …………………...…9
Список литературы……………………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

Культура.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)
 

 

Место шаманизма в системе религиозных представлений народов Сибири

 

В эпоху бронзы появляются изображения шаманов в костюмах с подвесками, в рогатой короне или головном уборе из перьев, символизирующих птицу-зверя, с бубном и колотушкой в руках, а также фигуры шаманов-кузнецов в окружении духов и верховных богов (неба, земли, тайги), людей, животных. В эпоху Средневековья шаманство, наряду со жреческими религиями, становится одной из основных религиозных систем народов Сибири и Азии. Из письменных источников известно, что в это время в Центральной Азии и Южной Сибири доминирует культ неба Тэнгри и земли-воды Йер-Су. Значительную роль в этот период играют белые небесные шаманы. В Средневековье Забайкалье и Дальний Восток подпадают под влияние дальневосточного буддизма, позднее в XVI в. - ламаизма (буряты, тувинцы, эвенки, нанайцы, удэгейцы), манихейства и христианства (несторианство, православие).  
 
Современные народы Сибири и Дальнего Востока сохранили древние архаические традиции своих предков. Традиционное мировоззрение и культовая практика народов Сибири были связаны с природно-климатическими условиями территории их проживания, хозяйственной деятельностью и социальной организацией. Система традиционных верований народов Сибири представляет собой сочетание промыслового культа, культа природы и культа умерших предков.

Изменения в верованиях народов Сибири с XVII в.

С XVII в., а особенно с XVIII в., среди народов Сибири начало распространяться христианство (православие), принесенное русскими миссионерами. Но по большей части население крестилось только формально. Повсюду фактически сохранялись старые верования, однако постепенно изменявшиеся под влиянием христианских представлений. Еще раньше, в XVI в., к западносибирским татарам начал проникать ислам, который со временем более радикально вытеснил местные верования. Восточные буряты в начале XVIII в. были обращены в буддизм (ламаизм), в который влились, однако, остатки старых шаманских верований. Таким образом, за последние 300-400 лет картина религиозных верований и культов народов Сибири делается все более сложной.

Она еще более усложнилась, когда в новейшее время на почве колониального гнета царизма и зарождения националистических движений стали возникать новые реформаторские религиозные движения. Их, правда, было немного. Среди нанайцев в начале XX в. распространился новый культ - Хэри-Мапа, бога, который будто бы прогнал всех прежних богов. У алтайцев в 1904 г. (в связи с русско-японской войной) зародилось движение бурханизма - своеобразная попытка реформировать шаманский культ, смягчить и удешевить его, устранив кровавые жертвоприношения. Здесь сказалось влияние монгольского буддизма. Вдохновителями бурханистского движения были местные богачи и зайсаны (родовая знать), ориентировавшиеся на Монголию и недовольные царским режимом и миссионерской опекой. Царская администрация разгромила это движение, но оно не исчезло: приверженцы бурханистской религии есть на Алтае и сейчас.

В годы Советской власти в связи с коллективизацией сельского хозяйства, общим ростом благосостояния, повышением культурного уровня старые верования и обряды выходят из быта. Сейчас мало уже осталось шаманов и других служителей культа, обряды почти пересталиисполняться.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

  1. Токарев С.А. Религиозные верования славянских народов в Х1Х-начале ХХ в. - М.,-Л., Изд-во АН СССР, 1957
  2. Алексеев Н.А. Ранниеформы религии тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск, Наука,1980. -С.116-117; Гемуев И.Н. Религия народа манси. - Новосибирск, Наука СО,1990. - С. 198-199.
  3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mifoteka.ru
  4. Попова А.М.,Виноградов Г.С. Медведь в воззрениях русского старожилого населенияСибири \\ Советская этнография. - М.,-Л., 1936. - № 3. - С. 83.
  5. Г. Файзрахманов Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. Казань, «Мастер Лайн», 2000, С. 138-139.
  6. http://mifolog.ru/ "MIFOLOG.RU: Иллюстрированная мифологическая энциклопедия"

Информация о работе Верования и культы народов Сибири