Выдающиеся европейские издатели XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

На книжном рынке того периода господствовал демократический читатель: интеллигент, грамотный рабочий, служащий. В конкурентной борьбе одерживали победу те издатели, которые ориентировались на его спрос.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3

1. Общая характеристика книгоиздания XIX века………………4

2. Выдающиеся европейские издатели XIX века ……………….7

Заключение …………………………………………………………11

Список использованной литературы ……………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.docx

— 30.01 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств и Социальных технологий»

 

 

 

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедра документоведения

 

 

 

 

Выдающиеся европейские  издатели XIX века.

 

Контрольная  работа

по дисциплине «Документоведение»

 

 

 

                                                                                   Выполнила:

                                                                                   Репина С.И.,

                                                                                   студентка 1 курса

                                                                                  

                                                                                  

 

 

 

Тюмень, 2012

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………….3

 

 1. Общая характеристика книгоиздания XIX века………………4

                       

2. Выдающиеся европейские издатели XIX века ……………….7

 

Заключение …………………………………………………………11

 

Список использованной литературы ……………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На книжном рынке того периода господствовал демократический  читатель: интеллигент, грамотный рабочий, служащий. В конкурентной борьбе одерживали победу те издатели, которые ориентировались  на его спрос.

 Львиную долю ассортимента  книг в XIX веке занимала религиозная,  богословская литература, которая  переживала процесс обновления  в соответствии с потребностями  образованного читателя.

 Стремительно развивалась  научная литература, особенно связанная  с техническими науками и производством.  Однако эти книги были малодоступны  для среднего потребителя из-за  обилия в них специальной терминологии, поэтому они находили сбыт  лишь в среде узких специалистов. Зато большим спросом пользовались  такие «лженаучные» книги как  «Естественная история попугаев»,  «Истинное объяснение снов, что  они означают».

 Большим спросом пользуются  энциклопедии, словари, справочники.  Энциклопедии способствовали распространению  знаний в массах. Наибольшую известность  получили «Британская энциклопедия»,  энциклопедический словарь Брокгауза  (Германия), Ларусса (Франция) и  другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика книгоиздания XIX века

 

Если XVIII век именовался веком  брошюр, то XIX век с полным правом можно назвать веком газет. Число  их названий, тиражи достигают колоссальных размеров. Периодическая печать (пресса) становится огромной политической силой  – четвертой властью.

К сожалению, наряду с добротными и прогрессивными газетами имелось  достаточно изданий, находившихся в  жесткой финансовой зависимости  от хозяина. Эта пресса получила название «желтой» или «бульварной». Их страницы пополнились безудержной рекламой, скандальными историями, описанием  различных преступлений и темных махинаций.

«Фельетон» (листок) – литературное приложение к газете –  на долгое время сделался синонимом скандального порядка. В это время приобретают  популярность иллюстрированные сборники – своего рода подарочные издания, предназначенные для аристократии.

Художественную литературу все чаще называют беллетристикой. Значительная ее часть носила откровенно развлекательный характер. В этот период господствовали так называемые готические романы, наполненные ужасами. Появляются многотомные романы, серийные произведения.

В то же время писателям  нелегко было пробить дорогу своим  произведениям. Издательские предприниматели, ставившие своей целью получение  немедленной и высокой прибыли, отказывались отличать бульварный роман  от произведения высокой литературы.

 Так случилось с  романом В. Гюго «Отверженные»,  написанного им в изгнании, появление  которого ждала вся мыслящая  Франция. Издатели долго не  решались его выпускать. В 1861 г. Ж. Лакруа рискнул издать роман и получил немедленную прибыль. После этого все другие издатели принялись оспаривать право его издания. 

Вместе с тем, наблюдается  стремление культурных и прогрессивно настроенных издателей и книгопродавцов к очищению рынка от низкопробной литературы. Этому способствовал принцип серийности изданий, получивший развитие в Европе и Северной Америке с середины XIX века. Например, во Франции книготорговец Ж.Ж. Лефевр стал выпускать «Коллекцию французских классиков» в 73 томах. Лейпцигский издатель Х.Б. Таухниц, учитывая потребность в дешевой книге, создал серию «Британские авторы», которая также имела большой успех.

В этот период стремительно растет интерес публики к романам  с продолжением. Некоторые авторы сделали на этом состояние.

Многие романы печатались в литературных прибавлениях – фельетонах к иллюстрированным журналам. Отчего слово фельетон позже сделалось  уже синонимом литературного  жанра (очерк, рассказ, краткая информация).

  XIX век – это эпоха  великой литературы. Выдающиеся  произведения мировой литературы, написанные такими мастерами,  как Дж. Байрон, Ч. Диккенс в  Англии, В. Гюго, А. Стендаль, О.  Бальзак во Франции, И. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне в Германии  были предназначены для взрослых  и детей. 

В этот период формируется  как тип издания детская литература. Издаются детские альманахи и  журналы. Графиня де Сегюр, русская по происхождению, основала в 1875 г. первую издательскую серию книг для детей «Розовая библиотека». Успех данной серии вызвал множество подражателей среди европейских издателей. Появляются первые предприятия детской и юношеской книги.

Французский писатель П.Ж. Этцель в 1859 г. основал торговлю детской книгой, специальный литературно-педагогический журнал и знаменитое издательство детской и юношеской литературы, после чего такие специализированные предприятия стали появляться во многих странах.

Дух романтизма и приключений, господствовавший среди молодежи в  атмосфере интенсивных открытий и исследований XIX века, выразился  в массовом появлении приключенческой  и научно - фантастической литературы. Создателем этого типа юношеской  литературы можно считать Ж. Верна, написавшего 40 романов. В числе популярных изданий этого жанра были также романы А.К. Конан - Дойля, Ф. Купера, Т.М. Рида. Издательство «Кальманн - Леви» (1874–1877) выпустило в свет около100 томов А. Дюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Выдающиеся европейские издатели XIX века

 

  Издатели XIX века сыграли выдающуюся роль в развитии общей культуры человечества. Они выступают как талантливые организаторы производства книги, часто, не имея собственных типографий и книготорговой сети, они развивают чисто рыночные, договорные отношения во всех структурах книжного рынка. Принципиально новой чертой их деятельности является то, что в условиях жесткой капиталистической конкуренции они опираются на поддержку банков, финансового капитала.

 В 1857 г. парижский  банкир Оппенгеймер помог книгоиздателю  П. Лакруа основать крупную фирму, скупить на десять лет вперед у многих знаменитых писателей право издания их трудов, экономически подчинить себе многих конкурентов.

Однако не всегда издатели стремились извлечь только прибыль, ими зачастую двигала настоящая  любовь к литературе и книге. Многие из них, стремясь издавать добротные  по содержанию, красочные по исполнению и доступные по цене книги, решали просветительские задачи.

Издательские фирмы стремились к некоторой специализации, разделу  сфер влияния на книжном рынке. Издатели покупали у государства исключительное право на печатание официальных  изданий, поставку учебников, справочников. Например, в эпоху широкого строительства  железных дорог владелец небольшой  типографии Наполеон Шэ (1807–1865) стал монополистом в области издания и распространения книг на транспорте.

  Старейшая немецкая  фирма Котта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г. Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературной среде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832), в молодости дружил с Шиллером и Гёте. Термин «Буря и натиск», обозначавший литературное течение, был обязан ему своим появлением.  "Он стоял у истоков нового буржуазного века, - писал о нем историк, - он уловил задачи развития книги в свою эпоху и был этим образцом".

Фридрих Брокгауз (1772-1823) издавал справочную и энциклопедическую литературу. Его знаменитое издание – энциклопедический словарь "Конверсационс Лексикон" с 15-го издания стал называться «Большой Брокгауз» и явился образцом изданий подобного рода. Рассчитанное на солидного «буржуазного» покупателя, издание было отлично оформлено, добросовестно подготовлено в научном и редакционном планах. Брокгауз совершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, чем и прославился у миллионов читателей.

 Филипп Реклам (1807-1896) (Германия), напротив, ориентировался  на покупателя из самой небогатой  среды: учащейся молодежи, грамотных  пролетариев. Особенно знаменита  его дешевая серия «Всеобщая  библиотека», где были представлены  основные произведения мастеров  немецкой и мировой литературы. С 1867 по 1899 г. В этой серии  было выпущено свыше 4000 наименований.

 Эрнест Зееман (1829-1904) основал первую в Германии  специализированную фирму по  выпуску и продаже изобразительной  продукции: репродукций с картин, открыток, альбомов по искусству.

 Во Франции до сих  пор наиболее крупным универсальным  издательством считается фирма,  основанная в 1826 г. Луи Ашеттом (1800–1864), сыном небогатого виноторговца. Он выдвинулся как просветитель, издатель недорогих учебников, пособий для школы. Проявив коммерческие способности, обходил конкурентов, заключая договоры на доходные издания. Большие тиражи были особенностью данного издательства.

 Пьер Жюль Этцель (1814–1891), детский писатель, в 1859 г. основал издательство детской и учебной литературы, отличавшееся качеством и ассортиментом изданий. Он первый заключил с Жюлем Верном договор об издании всех его книг.

 Кальман Леви (1819-1891), выходец из Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Его предприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческой литературы.

 Пьер Ларусс (1817–1875), составитель  словарей, филолог, не найдя поддержки  своим широким планам выпуска  просветительской литературы, основал  собственное издательство. В годы  промышленного и культурного  подъема его издания, особенно  энциклопедические, имели исключительный  успех. В руках наследников  фирма «Ларусс» превратилась  в крупнейший издательский центр  Европы.

Самым старым из существующих ныне в англоязычных странах,  является издательство «Макмиллан», основанное в1843 г. в Лондоне, затем переведенное в США.  В результате слияния с канадской фирмой «Кроуэлл - Колльер» и поглощения еще 28 издающих книги предприятий оно стало межнациональной монополией по производству печатной продукции. Все входящие в концерн издательства действуют независимо, хотя эта независимость носит формальный характер.

  Торговля книгами  велась через книжные лавки,  которые вначале XIX века сохраняли  архаический облик: тесные, темные помещения со стеллажами до потолка. В конце века магазины постепенно стали занимать более просторные помещения, витрины роскошно оформлялись в духе того времени. В одном помещении соединялись часто оптовая контора, кабинет-выставка книг, торговый зал, а это уже книжный магазин в современном понимании.

Капиталисты-книготорговцы  объединялись для защиты своих интересов, раздела сфер влияния. Основная цель подобных объединений – противостояние жесткой конкуренции, расширение рынков сбыта и привлечение новой  категории потребителей, защита профессиональных интересов.

 Первое объединение  книготорговцев возникло в Германии. В 1825 г. образовался «Биржевой  Союз» немецких книготорговцев. Он руководил проведением ярмарок  и книжных лотерей, издавал  каталоги и рекламные листки. С 1834 г. стала выпускаться газета «Биржевой листок», выходящая и поныне.

 В 1838 г. в Берлине  приказчик Г. Гропиус основал  «Общество взаимопомощи нуждающихся  книготорговцев и их служащих».  Активизация методов торговли  книгами осуществлялась через  систему дилерской сети распространения  книг. Оптовики выступали посредниками  между мелкорозничной сетью и  крупными издателями.

Информация о работе Выдающиеся европейские издатели XIX века