Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ КУЛЬТУРЫ 3
РЕЛИГИЯ 5
ИСКУССТВО 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 10
АРХИТЕКТУРА 13
СКУЛЬПТУРА 16
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 17
НАУКА 18
БЫТ 19
ПРАЗДНИКИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25

Вложенные файлы: 1 файл

01.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Министерство культуры РФ

Московский государственный  университет культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступительный реферат  в аспирантуру по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)

на тему:

“Древнегреческая и  древнеримская культура: сравнительный анализ”

 

 

 

Выполнил:

Арабов Д.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 1998

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская  цивилизации. Они занимали расположенные  географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира.  “Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы”1  Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее.  Актуальность данной темы  главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.

Основная задача реферата – описать  основные особенности древнегреческой  и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты  сходства и различия. В каждой главе  проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.

Основные особенности древнегреческой  и древнеримской цивилизаций и их культуры

 

Конечно, греческая и римская  культуры очень похожи. “И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли  друг друга, и фундамент современной  Европы – их общее дело.”2 Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко делится на три  части:  северную, охватывающую Фессалию и Эпир;  центральную,  ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами,  а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции  мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

Вся история Древней Греции условно  делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

В Греции совсем нет золота:  его  добывали уже за пределами Греции - на острове Тасос,  в Македонии  и Фракии. Зато меди греки имели  вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.  Горнодобывающий промысел находился в Афинах на  высоком уровне развития: там  умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов,  а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но прежде всего керамику - в этом греки добились,  как известно,  высочайших художественных достижений.  Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры.  Камень всегда находился на месте,  его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого  известняка,  добытого  в  ближайших окрестностях;  дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания  острова.  Даже  при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара,  поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в.  до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н.  э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство,  примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили  на языке,  не относящемуся ни к индоевропейской,  ни к семитской группам.  Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего,  догреческого народа,  карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

 Итак, в  районе Эгейского  моря существовали и взаимодействовали три культурные общности:  древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах;  и элладская  -  в  собственно  Греции.  Отражением критской  культуры  в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли,  очевидно,  художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: “Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей”—эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей3. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную  трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. 

Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и  для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание  народа в качестве единственного  источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдип) и Сердика (современная София).

Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”), канализация,

В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были “алтарь мира”, воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм “всем богам” — “Пантеон”, построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

В Риме, а также во многих больших  городах провинций, строились роскошные здания “терм” (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой.

Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ведут в Рим !”4.

В портовых городах были сооружены  каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.

Однако если общественные здания и  дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь  патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и  самой судьбой предназначавшихся  ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Религия

 

Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан Кронос  (бог  земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой  подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру. дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.

Информация о работе Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ