Древнегреческий театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства. Это искусство на грани двух миров нашего и потустороннего. На глазах зрителей оживают давно умершие герои, «мертвые» произведения и всем известные истории. Именно поэтому театр на Руси (да и во всем мире) считали делом бесовским и от дьявола. Но театр – это и средство пропаганды и воздействия на человека, который смотря действие спектакля подсознательно воспринимает то, что ему хотят сказать автор, режиссер или актер. Ведь неслучайно Гиро в своей книге «Частная и общественная жизнь греков»помещает раздел «Драматические представления» в главу «Религия», т.е. действо, тесно связанное со служением Богам (т.е. связанное с потусторонним миром) и воздействием на большое количество людей.

Содержание

Вступление 3
Происхождение древнегреческой драмы и театра 4
Театр демократических Афин. V век до нашей эры 6
Театр эпохи эллинизма 10
Архитектура древнегреческого театра 11
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Софокл принимал участие  и в государственной  жизни, занимая  ответственные должности. Так, он был избран  стратегом  (военачальником) и вместе с Периклом участвовал в экспедиции  против  острова Самоса, решившего отделится от Афин. После смерти Софокла  сограждане почитали его не только как великого  поэта, но  и  одного  из

славных афинских героев.

До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120.Трагедии Софокла несут в себе новые  черты. Если  у  Эсхила главными героями были боги, то у  Софокла  действуют  люди, хотя  и несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле  говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на  землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже если  они  и не появляются по ходу  действия, и  эти  боги  также  могущественны, как и у Эсхила, -они могут сокрушить человека. Но Софокл  рисует прежде всего борьбу человека  за  осуществление  своих  целей, его чувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю.

У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как  и у  героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных  колебаний. Борьба ввергает героев в величайшие  страдания, и  иногда  они гибнут. Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут, потому  что их ведет гражданский и нравственный долг.

Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан:- это  воплощение  идеала  гармонической  личности, который был создан в годы расцвета Афин. Поэтому Софокла  называют певцом афинской демократии.

Однако творчество Софокла  сложно и  противоречиво. Его  трагедии отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной  системы, закончившейся гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в  творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические  части комедии (эписодии) и уменьшил партии  хора. Действие  стало  более живым и достоверным, так как на сцене  могли  одновременно  выступать и давать мотивировку своим  поступкам  три  персонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль в  трагедии  и  число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла  отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно  судьба  целого  рода. По традиции он представлял на состязания три трагедии, но  каждая из них была самостоятельным произведением.

С именем Софокла также  связано введение декорационной  живописи.

Наиболее известны трагедии Софокла  из  фиванского  цикла  мифов. Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429  до н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441  г. до  н. э., уже  после смерти Софокла).

В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском  царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится  на своей матери. Через много лет, узнав ужасную  правду, он  выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Эта  часть  мифа легла в основу трагедии "Царь Эдип".

После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный  богами, Эдип  божественным  образом  умирает: его  поглощает  земля. Это происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца  становится святыней афинской  земли. Об  этом  рассказывается  в  трагедии "Эдип в Колоне".

Трагедии Софокла явились  художественным  воплощением  гражданских и нравственных идеалов античной  рабовладельческой  демократии периода ее расцвета (Софокл не дожил до  страшного  поражения афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.).Этими  идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных  граждан, беззаветное  служение  родине, уважение  к  богам, благородство стремлений и чувств сильных духом людей.

 

Еврипид (около 485-406 до н.э.).

Социальный кризис афинской  рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка  традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.

Родители Еврипида, по-видимому, были зажиточными людьми, и он  получил хорошее образование. В противоположность Софоклу Еврипид  не принимал непосредственного участия  в  политической  жизни  государства, однако он живо интересовался общественными  событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и  намеков на современность.

Большого успеха у  современников Еврипид  не  имел: за  всю  свою жизнь    он    получил    лишь    5    первых       наград, причем последнюю -посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая, где пользовался  почетом. В Македонии он и умер (за несколько месяцев  до  смерти  Софокла  в Афинах).

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил  своих героев к действительности; он, по  свидетельству  Аристотеля, изображал  людей  такими, "каковы  они  есть". Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись  мыслями, стремлениями, страстями  современных поэту людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований  и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем  люди.

По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной  демократии, опорой  которой  он  считал  мелких  землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие  выпады  против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы  использовать ее в своих корыстных  целях. В  ряде  трагедий  Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему  представляется  нарушением  естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и  богатстве. Положительные  персонажи  Еврипида  неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление  к  богатству  может толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он  считает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается  в своих трагедиях на события  Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными  успехами  соотечественников, но в целом относится к войне  отрицательно. Он  показывает, какие страдания несет  война  людям, прежде  всего  женщинам  и  детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди  защищают независимость своей родины.

Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных  мыслителей  человечества.

Еврипид стал первым известным  нам драматургом, в чьих произведениях  характеры героев не только раскрывались, но и  получали  свое развитие. При этом он не  боялся  изображать  низкие  человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же  человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих  драматургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в.  до  н. э.  его называли величайшим трагическим поэтом, и  такое  суждение  о  нем сохранилось на все последующие века.

 

Театр эпохи  эллинизма.

 

В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н. э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и  драматургии, и  актерского  исполнения, и  архитектуры  театрального   здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

В театре эллинистической  эпохи по-прежнему ставятся  комедии  и трагедии. Но от трагедий IV в. до н. э. сохранились лишь  небольшие фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до дошли целиком одна пьеса  и  несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени -Менандра.

Комедию эллинистической эпохи  называют  новой  аттической  (или новоаттической) комедией. Время ее  расцвета -конец  IV-III  в.  до н.э. В  новой  аттической  комедии  по-своему  отразились  изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену представлений о божественном  миропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходит  убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное  счастье, общественное положение-все зависит от  воли  случая. Случай  определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей  жизнь  только  в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии  играет мотив любви.

Авторы новой аттической комедии широко использовали  психологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно  которой  все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распознавать  тот  или  иной персонаж.

В новой комедии заметно  влияние  Еврипида. Близость  многих  его героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний -вот  то, что  новая комедия взяла у Еврипида.

Основной особенностью новой комедии было отсутствие  хора, который был бы органически связан с развитием действия, -хор  выступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться в  сложной интриге.

Другой особенностью новой комедии бала  ее  гуманно -филантропическая направленность. В лучших произведениях проводились  передовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражения  такие  важные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.

Новая аттическая комедия  пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальный  сюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловко  устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

 

 

Архитектура древнегреческого театра.

 

 

Необходимо сказать  и об архитектуре древнегреческого театра, т.к. она тоже очень повлияла на дальнейшую архитектуру театров.

Первоначально место  для представлений устраивалось крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой  утрамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай -"танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере  того, как  возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной  жизни Греции и по мере усложнения  драмы  возникла  необходимость  в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал  наиболее рациональное устройство сценической площадки и  зрительских  мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители  размещались по склону.

Все древнегреческие  театры были открытыми  и  вмещали  огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до  17 тысяч человек, театр в Эпидавре -до 10 тысяч.

В V в. до н.э. в Греции сложился  устойчивый  тип  театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр  имел  три главные части: орхестру, театрон  (места  для  зрителей, от  глагола теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка", позже деревянное  или каменное строение).

Размер театра определялся  диаметром  орхестры  (от  11  до  30 м). Скена располагалась по касательной к  окружности  орхестры. Передняя стена скены -проскений, имевший обычно вид  колоннады, -изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества.

Между скеной и местами для зрителей, занимавшими  несколько  более  половины  круга, находились  проходы-пароды, через  которые  в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.

Простота сценического оборудования была обусловлена  не  слабым уровнем развития античной техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии  действия, на  судьбе героев, а не на внешних эффектах.

Планировка греческого  театра  обеспечивала  хорошую  слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука  среди  зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах  какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1.Большая Советская  Энциклопедия. 2-ое издание, том  18,стр 507-510.

 

2.История зарубежного театра., под  редакцией  проф. Бояджиева Г.Н.  и

     проф. Образцовой А.Г. "Просвещение".-М.,1981 г

3.Тронский. И.М.  История  античной   литературы., "Высшая школа", - М.,1988 г

4.Гиро. П. Частная и общественная  жизнь греков. – Издание Т-ва  О.Н. Поповой -       

    СПб.,1913




Информация о работе Древнегреческий театр