Древнеегипетская мифология и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Религия и органично связанная с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Египте вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.

Содержание

Введение 2
1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта 3
2. Обожествляемые животные 8
3. Вера в загробную жизнь 10
4. Заупокойный культ. "Книга мертвых" 11
Заключение 13

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Но нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Художники своим творчеством обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земной жизни умершего. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире.

4. Заупокойный культ. "Книга мертвых"

 

В культуре Древнего Египта заупокойный  культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой  египтянин с самого рождения начинал  думать о своей будущей загробной  жизни. Он приносил жертвы душам своих  умерших родственников, заботился  о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе  человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в  мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Крайне запутанной была сама система  заупокойного культа. Сразу после  смерти человека, родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело – Сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки – ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло понадобиться ему в будущей жизни.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили  у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.

Однако для благополучной жизни  в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в  загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью  помочь в этом была создана Книга  Мертвых. В ней было описано, как  избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно  лучше описать самого себя в священном  тексте, который ложился в гробницу. По правде говоря, мало что из этого  было правдой, но египтяне считали, что  иногда для достижения блаженства в  загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.

Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечает за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил больше хороших дел – он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.

 

 

 

Заключение

 
         Египетское общество обладало сложной символической системой мировосприятия. Эти мифические воззрения и являлись базисными для цивилизации Египта и ее идеологии. А идеология в Египте, как и в других восточных деспотиях, превалировала над всеми прочими отношениями в обществе, заставляя людей работать не по принуждению или в силу какой-либо необходимости, а по убеждению, согласно законам мирового порядка. 
         Представления о первобытном Хаосе свойственны многим народам (китайцы, шумеры, эллины, и т.д.). Египетские мифы содержат также в себе ряд оригинальных мотивов и особенностей, отличающих их от мифов других народов. 
          Так, у египтян бог может быть заменен другим богом. В мифах других цивилизаций этого нет, бог может иметь несколько сущностей (Шива), но меняться местами боги не могут. В древнеегипетской мифологии полностью отсутствуют героические мифы. Существуют только боги и люди. Фараон, как результат медиации, – посредник между ними – является богом и человеком одновременно, а не переходной ступенью – героем, т.е. сыном бога и человека.                                                                                                

Духовная  сущность человека имеет очень сложную  структуру. В других мифологиях у  человека обычно есть только душа (даймон, дух, и т.д.). Наиболее интересная особенность древнеегипетских мифов – загробный суд Осириса – психостасия. В других мифологиях этого также нет.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: "Советская Энциклопедия", 1980. – т.1. А – К. 672 с.

2. Религии мира. Новейший словарь  / А.И. Богомолов. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 672 с. - (Словари).

3. Силичев Д.А. Культурология – М.: Приор, 1998. – 576 с.

4. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.: Гуманитар. из. центр ВЛАДОС, 2005. - 735 с. с илл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Древнеегипетская мифология и религия