Древнеиндийская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 06:27, контрольная работа

Краткое описание

Многообразие, уникальность, неповторимость - все это объединяет древние культуры, отдаленные от нынешних временем и пространством. Все они вместе представляют некое цивилизационное целое, поражающее своим богатством и красотой, которое в значительной степени повлияло на формирование и характер современной цивилизации. Прочитав некоторое количество литературы по древней культуре, я сделала вывод, что очень сложно представить страну с более богатой мифологией, чем Индия!

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Искусство древней Индии……………………………………………5
2. Религия и культура Древней Индии…………………………………9
Заключение……………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

275 древнеиндийская культура.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………….3

     1. Искусство древней Индии……………………………………………5

     2. Религия и культура Древней Индии…………………………………9

     Заключение……………………………………………………………...18

     Список использованной литературы…………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Многообразие, уникальность, неповторимость - все это объединяет древние культуры, отдаленные от нынешних временем и пространством. Все они  вместе представляют некое цивилизационное  целое, поражающее своим богатством и красотой, которое в значительной степени повлияло на формирование и  характер современной цивилизации. Прочитав некоторое количество литературы по древней культуре, я сделала  вывод, что очень сложно представить  страну с более богатой мифологией, чем Индия!

     Возникновение и начало развития древнеиндийской  культуры связывают с приходом в  долину Инда и Ганга арийских племен во второй половине второго тысячелетия  до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в  середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского  морей, в междуречье Днепра, Дона и  Волги. Несомненна их близость к праславянским  и праскифским племенам, о чем  говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия  до н.э. арии по неизвестной до сих  пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и  в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла, по крайней мере, 500 лет.

     Характерной чертой древнеиндийского общества было деление его на четыре Варны (от санскритского "цвет", "покров", "оболочка") - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Из многочисленных источников я узнала, что каждая Варна представляла собой  замкнутую группу людей, занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к Варне определялась рождением, и наследовалось после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой Варны.

     Брахманы ("благочестивые") занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они  могли совершать обряды и толковать  священные книги. Кшатрии (от глагола "кши" - владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи ("преданность", "зависимость") составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Щудры находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В своей основной массе Варна шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Меня очень удивило то, что мужчины первых трех Варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения назывались "дважды рожденными". Шудрам и женщинам всех Варн это было запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Искусство древней  Индии 

     Центральное место  в древнеиндийской культуре принадлежит  памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них - веды - не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя  к ученику в устной форме. При  этом за многие столетия язык стал настолько  отличаться от разговорного, что нередко  заучивались наизусть обширные книги  практически без всякого понимания  их смысла. Сложившаяся среди брахманов  сложная система запоминания  и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние  на весь характер образования и науки  в древней Индии.

     Огромное  внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных  ведийских текстов, привело, в конечном счете, к появлению таких специальных  дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась  древнеиндийская лингвистика. Определение  времени для жертвоприношений требовало  наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей - познаний в геометрии. Так уже  в поздневедийской литературе появились  зачатки наук.

     Наряду  с ведийской оформлялась и  эпическая традиция. В своем окончательном  виде "Махабхарата" и "Рамаяна" стали подлинной энциклопедией  индуизма и неисчерпаемой сокровищницей  образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно  сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных  индийцев и оказывая огромное воздействие  на их мировоззрение. Ко второй половине I тысячелетия до н.э. относится формирование буддийской литературы - Типитаки школы  тхеравады. Сочинения других школ буддизма сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в  китайском, японском, тибетском переводах.

     Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в  развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для  придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался  сборник басен "Панчатантра". Отдельные  рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены  в общую рамку. Новеллы "Панчатантры" и сам способ построения литературного  произведения оказали в средние  века влияние на многие национальные литературы ("Тысяча и одна ночь", "Декамерон" и др.).

     Помимо  поэтической лирики, поэм-панегириков  и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме  составлялись и научные трактаты, чтобы, облегчить их запоминание  и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в трактат о  политике - Артхашастру. Этот трактат  ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства.

     Главная цель политического искусства усматривается  в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители  считаются потенциальными противниками, а соседи соседей - потенциальными союзниками "государя, стремящегося к завоеваниям".

     Из  произведений научной и дидактической  литературы следует упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н.э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая в себя несколько соперничавших  школ.

     Основные  философские тексты могут быть датированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можно  предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н.э. Особенно важны  достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают  внимания также их атомистические теории. Впрочем, главной целью философии  в древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

     Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую  эпоху. Сохранившиеся памятники  связаны с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают площади  примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного  зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и  тем более в пещерах).

     Из  наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине  большого холма, невдалеке от важного  политического центра послемаурийской  эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и  гостиницы для паломников сохранилось  немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная  во II - I вв. до н.э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной  принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками  буддийской архитектуры. Наиболее крупная  ступа на Ланке по размерам сопоставима  с египетскими пирамидами.

     Едва  ли не древнейшими памятниками индийской  культуры являются колонны, на которых  высечены надписи Ашоки. Все колонны  были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно  отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние  персидского и, возможно, греческого искусства. Объясняется это, тем, что  индийские мастера в то время  еще не привыкли работать по камню.

     В послемаурийскую эпоху сложились  местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары, региона Матхуры и одной из областей Декана (школа Амаравати).

     Расцвет гандхарской школы, формировавшейся  под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится  к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи  Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной  Азии. В большей степени связаны  с традициями изобразительного искусства  Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое  искусство не только самой Индии, но и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма "великой  колесницы" способствовало появлению  обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток  говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

     Всемирно  известные памятники индийской  живописи находятся в Аджанте. Пещерные храмы и монастыри Аджанты  создавались в течение почти  тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов  покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные  фрагменты живописи, сходной с  росписями Аджанты, находят и  на Шри-Ланке. Несмотря на отсутствие политического  единства, различие языков и верований  народов Индии, эта страна в течение  средних веков и нового времени  сохраняла сложившееся в древности  единство культуры. Господствующая в  Индии религия - индуизм - освящала традиционность повседневного уклада жизни.

     Влияние буддийской религии, литературы, философии  и искусства прослеживается у  многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные  достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут  быть оценены по достоинству.

 

      2. Религия и культура  Древней Индии 

     Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники  ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере  религиозных верований ариев. Сравнение  с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские  истоки ведийской религии. Прослеживаются и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует  Перуну, бог огня именуется Агни, бог ветра - Ваю. Особую близость обнаруживают веды с религией и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в  Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных  церемоний пили сому - священный  напиток, обладавший наркотическим  действием.

     Даже  некоторые мифы у древних индийцев и иранцев были общими. Мифологические описания в гимнах Ригведы часто  связаны с явлениями природы. Устойчивой иерархии богов не наблюдается, однако некоторые персонажи были излюбленными героями мифов. Так, многие гимны Ригведы повествуют о подвигах бога Индры, который во главе своей  дружины на колеснице, с "молнией" в руке, сражался с бесформенным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод помчались, как стада  коров, - это дождь пролился на поля. Большая часть гимнов Ригведы  была связана с ритуалом, и повествование  о сражении Индры с драконом, пелось на празднестве Нового года.

     Считалось, что боги обитают на небесах, и  само их название - дэвы - ассоциируется  со словами, означавшими небо, дневной  свет. Отдельные черты в ведийских  текстах указывают на их антропоморфный облик, но конкретного описания этого  облика нет, и в науке принято  считать, что арии не поклонялись  изображениям богов. Большинство мифологических персонажей ведийской религии мужского пола, но есть и женские. Обычное  жертвоприношение состояло в том, что богов "приглашали" сесть на подстилку из священной травы у костра и "угощали" едой и питьем как почетных гостей. В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов. Полагали, что жертвы вместе с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся боги посылают, затем еду своим земным почитателям. Происходил некий "круговорот материи", а в центре этого космического процесса стоял жрец - посредник между миром богов и людей, от которого небожители принимали пищу.

Информация о работе Древнеиндийская культура