Древние религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:10, доклад

Краткое описание

Во все времена понятия «религия» и «культура» тесно связаны друг с другом. Религия диктует людям правила поведения, образ жизни, определяет основные направления художественной культуры. Людей всегда привлекало нечто сверхъестественное, необъяснимое. Неудивительно, что религия всегда имела большую власть над человеческим разумом. В современном мире роль религии так же велика.

Содержание

1. Введение………………………………………………………..стр.2
2. Зарождение религий …………………………………………..стр.3
3. Разнообразие религий………………………………………….стр.4
4. Религия Древнего Египта……………………………………...стр.5
5. Религия Древней Месопотамии……………………………….стр.7
6. Религия Древней Греции………………………………………стр.9
7. Религия Древнего Рима………………………………………..стр.12
8. Религия Древней Руси…………………………………………стр.14
9. Заключение …………………………………………………….стр.17
10. Приложение…………………………………………………….стр.18
11. Источники информации……………………………………….стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

Древние религии.doc

— 587.50 Кб (Скачать файл)

   Какие  же божества входили в месопотамский  пантеон? За свою тысячелетнюю  историю месопотамская религия  накопила бесчисленное множество  божественных имен. К старым можно  отнести когда-то могущественных  Ану – шумерского отца богов, бога неба, Энлиля – сына Анну, Мардука – главного бога города Вавилона, Нинурта – молодого бога, знаменитого своими подвигами. Среди старых богов особое положение занял Эа – бог самого южного города Вавилонии, а так же владыка подземного пространсва и воды океана. Главным астральным божествами были Шамаш и Син -  боги солнца и луны. Особняком стоит фигура бога бурь Адада.  Ашшур – городской бог одноименной столицы Ассирии.

   Богини  месопотамского пантеона – это  или богини-матери (например, Баба  и Мама), или супруги богов без особых отличительных черт( например, Царпаниту и Ташмету), или фигуры связанные со смертью и потусторонним миром. Таковы царица подземного мира Эрешкигаль или богиня Гула, известная как великая врачевательница.

   Только  Иштар была непохожа на других богинь благодаря двойственности её природы: она олицетворяла, с одной стороны. Планету Венеру, а с другой- обладала божественными качествами, которые очень трудно охарактеризовать. Иштар была вооруженной богиней, дарующей победу царю, которого она любила.

   Кроме  поклонения богам, поклонялись  символам, олицетворяющим принадлежность тк богу, - это были либо символы космических явлений,.. такие, как солнечный диск, полумесяц, восьмиконечная звезда Иштар, либо церемониальное оружие определенного тина – палицы с львиной головой, жезлы, либо предметы обихода – копьё Мардука, сталос Анну, плуг или светильник.

   Животные, обычно сопровождавшие богов,  также становились символами:  собака Гулы, сложные чудовища  мушхушшу(лев-змея-орел) и козарикка(коза-рыба), представляющие Мардука и Эа. 

                     Религия Древней Греции. 

   Греки, как и все люди древности, населяет мир страхами. Мир непонятен, полон опасностей. Человек по сравнению с ним слаб и беспомощен. Так появляется поклонение мертвым предметам. Однако с течением времени человек начинает понимать, что мёртвое мертво и никак не влияет на его жизнь. Он обожествляет животных, но затем убеждается, что животным нет никакого дела до человека и что не животное сильнее человека, а он сам сильнее и умнее всех животных.

   Итак, с  мертвыми предметами он научился  делать что угодно: камни, палки, земля, глина, потом и металлы превратились в орудия и материалы, любое животное человек научился побеждать. Но грозные, непонятные силы остались – вода, гроза, свет, луна, солнце, ветер, огонь… Они движутся – значит, они живы.

    Человек  стремится охватить эти явления  своим разумом, но он ещё не может сделать этого, поэтому не может представить ничего, кроме того, что видел и знал. Знал же и видел он лишь предметы мертвой природы, животных и себя – человека. Поэтому все обожествляемые существа образуются или количественным увеличением частей тела( свирепый страж Аида – пес, но м двумя головами; у лернейской гидры девять голов, а у гекатенхейров – по целой сотне рук!), или соединением воедино нескольких существ : человека и змеи, человека и птицы. Химера образованна даже из трёх составляющих : спереди – лев, сзади – дракон, а посередине – коза. Человек уже знал, что он сильнее и умнее предметов и животных, а раз так, то все благодетельные и опасные силы тоже должны иметь облик человека. Только они больше человека, сильнее его, они – боги.

   Греки  уподобили богов людям, так  как увидели, что никто не  может быть так жесток, добр  и прекрасен, как человек.

   Греки  поклонялись своим богам, но  были очень любознательными и  дерзкими в отношении к богам.  Ни в одной другой религии  не проявлялось столь  критическое отношение к богам, нигде этот критицизм не вел так последовательно к их отрицанию

    Древние  греки – безоговорочно реалисты, их мышление сугубо конкретно.  Сделав богов подобными людям,  они наделяют их всеми человеческими  качествами. Боги не возникли из пустого места, они рождены, им нужно есть и пить, они устают и спят, их нельзя убить, но их можно ранить, они страдают от боли. Их снедают те же страсти и пороки – они завистливы и тщеславны, они влюбляются и ревнуют, хвастливы и злопамятны.

     Греки  называют богов небожителями, но, так как это слишком отдаленно,  они поселяют богов на горе  Олимп. Гора эта хотя и самая  высокая в Греции, но отовсюду  видна и доступна. 
 
 

      Кто же входил в собрание  греческих богов? 

      Из первоначального Хаоса вышла первая царственная пара богов:          Уран (небо) и Гея (земля). От их супружеской связи произошел великий род титанов, старший из которых – Океан, а младший – Кронос. Братьями титанов были циклопы и гекатенхейры, но они были столь уродливы и свирепы, что Уран сбросил их в бездонные пропасти Тартара (подземного мира). Вместе с богами родился мир.

        После гибели Урана Кронос  стал править миром со своей  женой Реей. Их сын Зевс сверг  своего отца и стал главным  богом греческого Олимпа. У Зевса было два брата и три сестры : Аид-бог подземного царства, Посейдон-бог морей, Гера-богиня церквей, ставшая женой Зевса, Деметра-богиня плодородия и Гестия-богиня  домашнего очага.

        Кроме Зевса и Геры на Олимпе  жили: Афина (дочь Зевса) – богиня мудрости; Аполлон – бог солнца, света, покровитель искусства; Артемида (его сестра) – богиня охоты; Гермес – покровитель торговли, изобретатель мер, весов и гирь; Гефест – самый трудолюбивый из богов, кузнец, бог огня; Афродита, рожденная из пены морской – богиня любви; Хариты – три богини безмятежной прелести и радостного очарования; Арес (сын Зевса и Геры) – бог войны; Дионис – бог вина и виноделия, один из любимейших богов древних греков; Асклепий – бог врачевания; Немезида – богиня возмездия; Ника – богиня победы; Фемида (первая жена Зевса) – богиня добра и законности.

           Было ещё множество других  богов, родословную которых греки  прекрасно знали и уверенно  разбирались в том, за какую  область повседневной жизни людей  отвечает тот или иной бог.

             

          Подлинным создателем греческой  религиозной системы, подчинившим  большую и беспорядочную массу  богов определенному порядку,  опирающемуся на их родословные  и семенные отношения, был Гомер,  создатель «Илиады» и «Одиссеи».  Религия Гомера была новостью, переворотом. Она коренным образом отличалась не только от древнейшей греческой религии, но и от верований греков в более поздние времена.

           Боги Гомера – это попросту  бессмертные люди, одаренные неземной  красотой и силой. Каждый из них имеет собственное имя и черты, присущие только ему. Отличаются они друг от друга полом, возрастом, характером и сферой власти, а вместе они образуют большую семью или, скорее, государство во главе с монархом Зевсом, который распоряжается всеми сферами: землей, небом, морем и подземным царством. Таким образом, Гомер навсегда закрепил антропоморфический, то есть представленный в человеческом облике характер греческих богов.  
 
 
 

Во времена  походов и завоеваний Александра Македонского греческая цивилизация приобретает новые владения на Востоке. С этого момента начинает преобладать значение востока, а собственно Греция медленно, но неуклонно попадает под восточное влияние. Эту эпоху называют периодом эллинизма.

   Греческий  Олимп заполняет множество новых богов. Правда, это случалось и прежде. Греки, как и все политеисты, верящие во множество богов, отличались широкой веротерпимостью и большой восприимчивостью к чужим верованиям. Они считали, что богов никогда не бывает слишком много, и что за рубежом всегда может отыскаться какой-либо бог, которого полезно привлечь на свою сторону. Особенно Египет, извечная страна чудес, поражал и манил греков, веривших, что в храмах над Нилом скрывается некая тайная мудрость. Именно оттуда они заимствовали богиню, которая почти до конца периода древности объединяла вокруг себя многочисленных почитателей, - Изиду. Её отождествляли с Ио, Селеной, Афродитой, Деметрой и многими другими фигурами греческой мифологии, изображали её в трогательном облике матери с ребёнком на руках, окруженной жрецами. Вместе с ней утвердили и культ её мужа и брата Осириса, который под именем Сераписа по всему греческому миру породил множество храмов.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Религия Древнего Рима.

   Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. В ней отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных делами своей повседневной жизни. Древние римляне, в отличие от греков, не испытывали желания обращать свой взор к звёздам. Он не почитал ни солнце, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов.

    По  убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже самых мельчайших проявлениях подчинялась власти богов и находилась под их опекой, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Все эти божества были совершенно безлики. Римляне не осмеивались утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить – бог это или богиня.

      Римские боги не спускались  на землю и не показывались  людям так охотно, как греческие.  Они держались вдали от человека. В древнейшем Риме все знания  о богах сводились, в сущности, к тому, как их следует почитать  и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли богов подобными преторам, высшим должностным лицам, и были убеждены в том, что, как и у судей, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях.

    Поэтому  существовали книги, которые всё  предусматривали и в которых  можно было найти молитвы на  все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

    Столь  же осторожно и тщательно производили  различные гадания, которые у  римлян имели большое значение  в общественной и частной жизни.  Перед каждым важным делом  сначала узнавали волю богов,  проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади – все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Эту первобытную религию называли религией Нумы – по имени второго из семи царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных праздников.

     Главными  богами римлян были Янус. Юпитер, Юнона и Минерва. Характерной чертой римской религии стало множество персонификаций, то есть олицетворения моральных понятий, человеческих чувств. У них была богиня Фидес ( верность), изображаемая с колосьям и корзиной, полной фруктов; Конкордия ( согласие) – с рогом изобилия; Гонос ( или Гонор) и Виртус ( честь и храбрость) оба вооруженные; Сиес( надежда) с цветком в руке.  

       Шли годы, проходили века, чрезвычайно  широкое, веротерпимое многобожие  римлян легко поглощало чужие  религиозные представления. Глубже всего проникло влияние греков. Их религия настолько слилась с римской, что под конец сами римляне не видели разницы между своими и греческими богами. Причем происходило это подчинение совершенно добровольно.

         Так, римский Юпитер очень похож на греческого Зевса. Прежде всего он был богом света. Его часто называли Люцетий-светодатель. Юпитер повелевал всеми небесными явлениями и самим небом. Его оружием ( как и у Зевса) была молния. Юнона, жена Юпитера, так же как и Гера, жена Зевса, была олицетворением идеальной жены и матери, покровительницей брачных уз. Минерва – богиня мудрости, аналог греческой Афины. Марс, как и Арес, - бог войны. Богиня плодородия Церера полностью отождествлялась с Деметрой, а прекрасная Венера стала копией Афродиты. Знаменитый Эскулап даже символ своего предназначения – змею -  взял у Асклепия, а греческая Артемида подарила свои лук и стрелы римской Диане. Меркурий, как и Гермес, летал на своих крылатых сандалиях и покровительствовал всему торговому люду.

          Вместе с греческими в Рим  наплывали и восточные божества. Первой появилась Мать богов  малоазиатская Кибела. Шире всего  распространился культ иранской  Митры.

           Мало-помалу народ Римской империи  утрачивал доверие к старым  богам и искал религиозного утешения в восточных культах. Именно тогда впервые римский мир познакомился с астрологией – таинственной наукой о звёздах, которая с тех пор властвует над человеческим разумом.

           Таким образом, римляне в II в. н.э. был окружен богами римскими, греческими, египетскими, египетскими, восточными, не считая богов с Севера и дальнего Запада. При виде этого разноязычного сборища богов люди ощущали пресыщенность. Невольно назревала жажда какой-то общей веры. Собственно римской религии уже не было. Существовало какое-то смешение всех богов Востока и Запада, Севера и Юга, дикая сумятица совершенно противоречивых религиозных представлений, сборище верований, культов и обрядов, в которых не было ни порядка, ни ведущей силы.

Информация о работе Древние религии