Древняя Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление много образия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Содержание

Введение.......................................................................3
Древняя Индия..................................................................3
Религия Древней Индии..........................................................6
Ведизм.........................................................................6
Буддизм........................................................................6
Индуизм........................................................................6
Философия......................................................................9
Джайнизм.......................................................................9
Йога..........................................................................10
Литература, лингвистика Древней Индии.........................................10
ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев.................................11
Упанишады.....................................................................11
Махабхарата...................................................................13
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии...............................14
Математика, астрономия, медицина Древней Индии................................15
Заключение....................................................................16
Список литературы:............................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

культура древней индии.docx

— 60.68 Кб (Скачать файл)

в том числе  безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в

себе также  и бремя прошлых жизней, прошлых  действий, чувств и мыслей. Причина

ограниченности  души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль

знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.

Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель)

собственные страсти и способны научить этому  других. Знание - это не только

послушание  учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение

от страстей достигается с помощью аскетизма.

    

Йога

 

Йога опирается  на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога

означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в.

до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь

спасения  и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в

первую очередь, при помощи медитации. В системе  йоги вера в бога

рассматривается как элемент теоретического мировоззрения  и как условие

практической  деятельности, направленной на освобождение от страданий.

Соединение  с Единым необходимо для осознания собственного единства. При

успешном  овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е.

состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и

психических упражнений и сосредоточенности). Кроме  этого, йога включает в

себя и  правила приема пищи. Пища делится  на три категории соответственно трем

гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах

невежества  и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде

всего, это  мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость

выработки терпимости по отношению к другим учениям.

    

Литература, лингвистика Древней Индии

 

Историю древнеиндийской  литературы принято подразделять на несколько этапов:

ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых

двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста.

Подлинными  энциклопедиями индийской жизни  являются две великие эпические

поэмы Древней  Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны

жизни древних  индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из

устной поэтической  традиции, приобретал дидактический  характер, включал в

себя религиозно-философские  произведения и идеи. В последующие  эпохи многие

видные художники  Индии, в числе которых был  и знаменитый Калидас, черпали

свое вдохновение  из этих сокровищ мудрости своего народа.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел

сборник рассказов  и притч «Панчатантра», основанный на фольклоре. Он был

переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество

поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма

«Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской

литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра.

Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи

театра, техника  игры актеров. Индийская театральная  традиция предшествовала

греческой.

Высокого  уровня достигла в Древней Индии  теория литературного творчества, в

том числе  и поэзия. Подробно разрабатывались  правила стихосложения, трактаты

по теории метрики и поэтике. Появляется несколько  школ «поэтической науки»,

ведутся споры  о жанрах, о цели литературы и  о художественном языке.

Концепция божественного  характера речи повлияла на развитие науки о языке.

Считалось, что речь лежит в основе наук и  искусств. В грамматике Панини

«Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и

основательно, что современные ученые находят  сходство между теорией древних

индийцев  и современной лингвистикой.

    

ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев

 

Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в

переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым

тысячелетием  до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии

духовной  культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской

мысли.

ВЕДЫ состоят  из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и

так далее. В  них впервые делается попытка  к философскому толкованию

окружающей  человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное,

полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего  человека мира, тем не

менее, их рассматривают  в качестве философских, а точнее предфилософских,

дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в

которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего

человека  мира, по своему содержанию не могли  быть другими. В образном языке

ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское

представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре

группы (или  части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою

очередь, состоят  из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник

религиозных гимнов (около полутора тысяч лет  до нашей эры). Вторая часть ВЕД

- Брахманы (сборник  ритуальных текстов). На них опиралась  религия

брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД -

араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть

ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая  около тысячи лет до

нашей эры.

Уже в это  время возникли первые элементы философского сознания, началось

формирование  первых философских учений (и религиозно-идеалистических  и

материалистических).

    

Упанишады

 

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая  наставления; или -

"тайное, сокровенное знание") - философские  тексты, появившиеся около одной

тысячи лет  до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог

мудреца-учителя  со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и

впоследствии  становящимся его учеником. В общей  сложности известно около

сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с

помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека.

Господствующее  место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве

первопричины  и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман.

Брахман и  Атман употребляются обычно как  синонимы, хотя Брахман чаще

употребляется для обозначения бога, вездесущего  духа, а Атман - души. Начиная

с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской

философии (и  прежде всего - веданты). В некоторых  Упанишадах идет

отождествления  Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей,

дыханием, вещественными  первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со

всем миром  в целом. В большинстве же текстов  Упанишад Брахман и Атман

трактуются  как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью  через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности

субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло  свое отражение в

знаменитом  изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и  изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и

целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и

бестелесного  в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности,

делаются  попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы

явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых  текстах проявляется

стремление  объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже

пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как

недифференцированное  бытие, а его развитие как последовательно  прохождение

этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же -

газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется  все то многообразие,

которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.

Познание  и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня:

низшее и  высшее. На низшем уровне можно познавать  только окружающую

действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему

содержанию  является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е.

духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его

можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь

формируется в значительной степени благодаря  йогическим упражнениям. Именно

высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших  проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его

психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители  Древней Индии отмечают

сложность структуры  человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как

сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п.

подчеркивается  их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением

следует считать  характеристику различных состояний  человеческой психики и, в

частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих

состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области  этики в Упанишадах преобладает  проповедь пассивно-созерцательного

отношения к  миру: высшим счастьем провозглашается  избавление души от всяких

мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между

материальными и духовными ценностями, между  благом, как спокойным состоянием

души, и низменной  погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в

Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ (сансара) и

воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить

причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также

попытка с  помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение

человека  на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются

фундаментом для всех или почти всех последующих  философских течений,

появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались  идеи,

которые длительное время "питали" философскую мысль  в Индии.

    

Махабхарата

 

Говоря о  философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую

поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником

философской мысли более позднего - эпического периода является обширная

эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит  из 18 книг, повествующих о

борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с

повествованием  об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты

и философского содержания. Наибольший интерес с  этой точки зрения

представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и некоторые другие

(VII в. до  н.э. - II в. н.э.).

По своему содержанию и направленности большинство  философских идей

"Махабхараты"  представляют собой продолжение  и развитие господствующих в

Упанишадах  взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его

постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако

в отличие  от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде

отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной

терминологией, в " Махабхарате" появляются уже  развернутые и цельные

философские концепции, дающие более или менее  единую трактовку основных

мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и

социологических, и имеющие более строго фиксированный  и более однозначный

понятийный  аппарат.

Главное значение среди этих концепций в эпосе  приобретает учение санкхьи и

тесно связанной  с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в

Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты" излагаются

по-разному, но везде их основу составляет положение  о пракрити, или прадхане

(материя,  природа), как источнике всего  наличного бытия (в том числе  психики

и сознания) и независимом от нее и не затрагиваемом ее модификациями чистом

духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).

Наибольший  интерес с философской точки  зрения представляет одна из книг -

Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия

представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже

развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку

мировоззренческих проблем. Главное значение среди  этих концепций приобретает

учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались

в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи,

природе), как  источнике всего бытия (в том  числе и психики, сознания) и не

Информация о работе Древняя Индия