Дудергофские высоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:12, доклад

Краткое описание

Всем известно, что Петербург расположен в равнинной местности. Однако, местами горы встречаются и у нас. Конечно, до Кавказа нам далеко, но холмы высотой в 200 метров над уровнем моря для наших краёв уже горы. Такими горами являются Дудергофские высоты. Чаще всего они упоминаются в связи с здешним началом водопроводящей системы петергофских фонтанов. Между тем, высоты заслуживают внимания как исторический и культурный объект.

Вложенные файлы: 1 файл

Дудергофские высоты. История.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Постепенно они мирно слились  путем взаимной ассимиляции с племенами ильменских словен и руссов, ставших преобладающей  частью населения этих мест. Буквально со всех сторон пришли сюда и множество других народностей, в том числе из Пскова, с Днепра, с Волги, из Прибалтики, Скандинавии, Западной Европы, с Севера и Востока.

Как уже было  сказано, до IX-X веков Приладожская низменность, соответствующая границам Ижорской земли, была занята широким Ладожско-Балтийским проливом. Поэтому никакие племена до этого периода проживать там не могли.

Однако Дудергофская (Дудоровская) возвышенность в виде острова Ладожско-Балтийского пролива существовала до заселения прилегающей местности. Этот остров занимал практически центральное положение в данном проливе на путях интенсивного движения между Западом и Востоком, Югом и Севером.

Поэтому он был хорошо известен многим путешественникам, мореплавателям и  купцам, служил им опорным пунктом  и навигационным ориентиром, но мог  быть и пунктом дислокации разбойников, захватчиков, пунктом защиты от них  и несения сторожевой службы. Конечно, держать такой объект под своим контролем было очень выгодно, поэтому на острове мог содержаться сторожевой пост владеющего островом государства (княжества, вотчины и т.п.).

Наиболее вероятно, что остров принадлежал  Новгородскому княжеству или  его предшественникам - ильменским словенам, руссам с южного берега Ильменя, из Пскова или Киевской Руси. Именно оттуда и были направлены на остров или назначены из его аборигенов люди, выполнявшие погранично-сторожевые, навигационные и иные функции. По мере постепенного уменьшения площади Ладожско-Балтийского пролива вокруг него появлялось все больше участков суши, пока остров не превратился в наиболее высокую на многие километры точку окружающей местности (около IX-X веков).

Поселиться на острове могли  любые из проплывавших мимо него мореплавателей. По нашему мне нию, одними из первых поселенцев острова могли стать славяне или угро-финны, выполнявшие по поручению Новгорода перечисленные выше функции, преж де всего навигационные. Наиболее доступными способами осуществ ления их могли стать звуковые (удары в какой-либо предмет ана логично колоколу или барабану, ге нерация звуков другими способами - гудками, трубами, свистками звукоимитацией и т.д.) и визуаль ные (разжигание сигнальных кост ров, выставление знаков оповеще ния и т.п.) сигналы.

Документальных подтверждений  этой версии нам пока обнаружить не удалось Но зато мы собрали исторические свидетельства того периода, когда  упомянутый остров еще выполнял такого рода функции.

Это свидетельство содержится в  книге А. Васильева (1858). Автор пишет: «Я видел список с древней рукописи, в ней сказано, что посланные из древнего Новгорода дошли "до чудских селений Пулкъ и Дудора, где сеша въ ладш и поплывоша"». Анализируя это краткое, но очень информативное сообщение, можно отметить следующее.

Из того, что новгородцы поплыли из селений Пулк и Дудора, следует, что эти селения находились в Ладожско-Балтийском проливе. Судя по тому, что к селениям Пулк и Дудора пришли, Ладожско-Балтийский пролив к тому времени заканчивал свое существование и эти селения на Пулковско-Кирхгофской гряде и Дудергофской возвышенности стали уже не островами, а полуостровами.

Упоминание посланных из Новгорода  свидетельствует, что описанные  события происходили скорее всего  в IX веке, когда сформировался Новгород (882). Как следует из текста, в селениях Пулк и Дудора для перевозки посланных из Новгорода были не псковские струги, не шведские шнеки, не волжские челны, а именно ладьи. Упоминание о ладьях - специфических довольно крупных новгородских судах - говорит о том, что названные селения находились в подданстве у новгородцев, которые содержали там ладьи и людей для транзитных сообщений.

Вероятно, в селениях Пулк и Дудора был целый парк ладей с командами для перевозки посланцев и купцов, то есть это были морские порты аналогично сухопутным почтовым станциям с перекладными лошадьми или постоялым дворам. А в них должны были быть стража, таможня, судоремонт, интендантство, навигационное хозяйство и другая инфраструктура, администрация.

Различие же между селениями Пулк и Дудора, из-за которого именно Дудорово стало центром Дудоровского погоста, состояло в том, что Дудоровская возвышенность была на 100 метров выше Пулковской, а в те времена это имело очень большое значение. К тому, что селения Пулк и Дудора названы «чудскими», следует относиться с пониманием того, что в древние времена славяне «чудью» или «чухнами» обычно называли все неславянские племена Прила-дожья, Прионежья, Псковщины и Прибалтики.

В данном случае можно считать, что, возможно, первыми на указанных островах в Ладожско-Балтийском проливе поселялись люди из племен води, ижоры, вепсов, руссов или других народностей, которые с образованием Новгородского княжества стали его подданными.

Таким образом, первое упоминание селения Дудора как исторический факт относится по крайней мере к IX веку. Отметим, что по характеру повествования в летописи можно понять, что посещение новгородцами селения Дудора было ординарным, обычным явлением. Поэтому не исключено и даже весьма вероятно, что оно находилось там и раньше или гораздо раньше, чем возник Новгород, то есть его история насчитывает более 1000 лет. Во всяком случае на территории современного Петербурга и его окрестностей, еще 1000 и более лет назад затопленных Ладожско-Балтийским проливом, более древних поселений не обнаружено и быть не могло.

Впоследствии благодаря своему исключительно выгодному географическому  и военно-транспортному положению  селение Дудора стало центром  Дудоровского погоста, занимавшего  центральное место в Водской пятине и международных транспортных связях; это был период его наивысшего расцвета. В XVII веке Дудоровский погост, а затем баронство Дудергофское занимали все южное побережье Финского залива от Автова до Красной Горки на севере и до реки Ижоры на юге между Ижорским и Кипенским погостами на востоке и западе.

Около 200 лет Дудергоф был имением  царской семьи, их спокойным красивым дачным местом отдыха. В этот период он был главным населенным пунктом  Дудергофской волости Царскосельского  уезда Петербургской губернии, в состав этой волости вначале входили Красное Село и Гатчина.

С началом Первой мировой войны  и прекращением красносельских маневров, а особенно после 1917 года, Дудергоф стал заштатным дачным поселком, каким и пребывает до сих пор. Пропали географические преимущества положения Дудергофа, но ничто не может лишить его замечательных природных особенностей, уникального геологического происхождения и славной истории.

происхождение названия «Дудергоф»

Высказанные выше гипотезы позволяют  по-иному взглянуть и на общепринятую, переходящую из одной публикации в другую версию о саамском происхождении названия селения на Дудоров-ских возвышенностях.

Роль Ивана Сусанина для исследователей топонимики Дудергофа взял на себя член-корреспондент АН СССР Д. В. Бубрих (1890-1949). Для этого он выдвинул предположение о саамском происхождении названия Дудергоф, которое подхватил и развил А. И. Попов (1981) а затем, не задумываясь, стали повторять другие авторы, добровольно взяв на себя роль завлеченного Сусаниным в непроходимые дебри отряда, в числе которых такие известные топонимики, как С. В. Кисловский (1974), К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло (2003)6 и другие.

Суть этой гипотезы состоит в  следующем: в одном из диалектов саам (лопарей) имеется слово duoddar, означающее комплекс гор, горный массив, отдельную гору, возвышенность. Это слово якобы вошло в русский язык как «тундра»; из другого саамского диалекта слово tundrпревратилось в финское tunturi, из которого в XVIII веке возникло германизированное имя Дудергоф.

Анализ этой гипотезы начнем с самого очевидного ляпсуса: авторы утверждают, что германизированное имя Дудергоф возникло «только в XVIII веке, когда здесь находилась дворцовая мыза, наименование которой было искусственно подогнано под общий характер таких названий, как Петергоф, Ораниенбаум и т.д.». Но ведь хорошо известно, что после заключения Столбовского мирного договора в 1617 году, то есть в XVII веке, за 100 лет до начала строительства Петергофа и Ораниенбаума, Дудо-ровская возвышенность и Дудоровский погост стали имением Юхана Шютте под названием «Дудергоф», а барон Шютте получил титул «Дудергофский». Непростительно грубая ошибка, подвергающая сомнению и другие утверждения этих авторов.

Еще пример вольного обращения с историей - приписывание древним саамам (лопарям) приоритета в присвоении названия селению Дудора. Это версия о происхождении названия Дудоровс-кой возвышенности и селения Дудора от саамских слов duoddar, tunturiи даже связи с «тундрой».

Действительно, у саамов, живущих в приполярной поморской тундре - на крайнем севере Скандинавии у Баренцева моря, нередки названия гор и возвышенностей со словом «Тунтури»: Исо-Тунту-ри, Писари-Тунтури, Кивин-Тун-тури и др. Таким образом, несомненно, что это слово является саамским и обозначает горы, возвышенности.

Вопрос состоит только в том, есть ли какая-нибудь связь между  поморскими саамами и появлением более 1000 лет тому назад названия Дудоровская возвышенность и селение Дудора. Ответ на него может быть только отрицательным, так как нет абсолютно никаких доказательств того, что в те времена на острове в центре Ла-дожско-Балтийского пролива откуда-то появились саамы, давшие имя селению Дудора, и оно (имя) сохранилось в течение многих веков при отсутствии тогда письменности и картографии, при отсутствии саамов в этой местности и пребывании в ее окрестностях сменяющих друг друга племен и народностей.

Таким образом, версия о проживании или хотя бы о пребывании саамов на Дудоровской возвышенности около 1000 лет назад не находит исторического подтверждения и, более того, противоречит многим другим фактам.

Первая группа из этих фактов - географическая. Если бы в При-невье когда-то жили саамы, здесь остались бы и другие «тунтуры» или произошедшие от них  «дуде-ры». Но ни одного такого или подобного названия на территории по крайней мере Ленинградской области не встречается. Как нет их и на Кольском полуострове, где жили и живут саамы.

В то же время финские названия гор и возвышенностей встречаются сплошь и рядом. Как известно, в финском языке для обозначения гор и возвышенностей существует единственное, безальтернативное название в двух вариантах: magi и maki. И в непосредственной близости от Дудергофа на картах начала XX века значатся Пудомяги, а совсем рядом, на Кирхгофской возвышенности, находятся Янись-мяки, Ленимяки, Лемедимяки и Пекколамяки. В нескольких близлежащих местах для обозначения гор с 1500 года используются названия Горы и Горки.

Вторая группа фактов - лингвистическая. Если «тунтури» - это нарицательное имя гор, возвышенностей, то в паре к ним должно быть собственное имя каждой «тунтуры». Так это и происходит у приполярных саамов (см. выше) и у финнов (Пудо-мяги, Янись-мяки и т.п.). Если «дудор», как утверждают эти авторы, - нарицательное имя «гора, возвышенность», образовавшееся от «тунтури», то у этого нарицательного имени должно быть в паре и собственное имя. А где оно? Если на острове в Ладож-ско-Балтийском проливе уже существовало «селение Дудора», то при чем здесь tunturi, относящееся к суше?

И, наконец, самым существенным доводом в пользу не саамского, а именно русского происхождения названия селения Дудора является то, что в «Обозрении писцовых книг по Нову-Городу и Пскову» (П. И. Иванов, 1841)7, в «Алфавитном указателе селам, сельцам, деревням, пустошам, селищам, займищам и погостам», значащимся в писцовых книгах за 7008 (1500) год, записаны в Новгородском уезде Водской пятины и в Обонежской пятине - Дудоровские деревни, а в Деревской пятине и в Пскове - три Дудоровых пустоши.

Следовательно, в исконных местах проживания древних словен название «Дудоровские» применительно к пустошам и деревням встречалось неоднократно и, безусловно, не может считаться заимствованным из саамского; не связано оно и с нарицательным именем гор или возвышенностей.Таким образом, искать в названии селения Дудора и Дудоровс-кой возвышенности саамские корни нет никаких оснований.

Если отсутствие связи названия селения Дудора с саамскими диалектами является бесспорно доказанным фактом, то выяснение его истинного происхождения значительно труднее, и полученные нами результаты пока не могут считаться окончательными.

Изложение своей версии происхождения названия селения Дудора начнем с анализа предполагаемых нами причин ошибок, допущенных нашими предшественниками. Помимо приведенных выше ошибок в историческом аспекте, мы считаем ошибочным и узкогеографический подход к изучению топонимики.

В русской топонимике использование географических основ в названии населенных мест не является ни единственным, ни ведущим, ни преобладающим. Гораздо чаще, чем географические, за основу берутся профессиональные характеристики жителей (Кузнецово, Гон-чарово, Рыбакове и т.п.), их фамилии (Иваново, Петрово, Сидорово и т.п.), черты характера (Веселово, Хмурово, Буяново и т.п.) и другие («Горелово, Неелово, Неурожайкатож»).

По нашему мнению, название селения Дудора могло произойти от рода занятий или от личностных характеристик населявших его жителей. Возможно, эти жители были дудочниками, славились своей игрой на дудах и/или изготовлением их. По В. И. Далю, «дудочник - дударь, играющий на дудке»; известна русская народная песня: «Эх, дударь мой дударь, веселый дударь!» Есть у В. И. Даля и менее симпатичная трактовка: «дудора» -хлам, дрянные пожитки, дурак, дура; «дудоры» - волокитство, шашни.

Последние трактовки кажутся нам малопригодными для образования названия погоста и даже селения. Поэтому интерпретация «дударь» представляется нам более уместной и убедительной. Возможно, первый дударь - житель острова в Ладожско-Балтийс-ком проливе - своим «дудением» предупреждал окружающих, как это делают звери и птицы, что территория острова занята им.

Предположение о «дударе» согласуется и с нашей гипотезой о навигационной роли острова с селением Дудора в Ладожско-Бал-тийском проливе. Как мы уже упоминали, одним из способов этого навигационного обеспечения могло быть обозначение острова с селением Дудора издаваемыми каким-либо способом звуками: дудками, трубами, гудками. Эти гудки были всем известны, всем понятны и остро необходимы, поэтому издававший их дударь был самым известным человеком, по нему получил свое название остров, а позднее и Дудоровская возвышенность. До настоящего времени в условиях плохой видимости на море корабли и маяки подают звуковые сигналы (гудки).

Информация о работе Дудергофские высоты