Духовная Жизнь 1940-1960 гдов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

На протяжении двух послевоенных десятилетий в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности конца 1940-х - начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» - границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке. Одной из характерных черт эпохи стало сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 гг.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

(слайд)

   В 1957  в Москве открылась  персональная выставка работ  испанского(слайд.) художника П. Пикассо. В 1956 г. состоялась выставка Пикассо в ГМИИ; (слайд)в 1957 - выставка работ современных зарубежных художников в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; в 1958 - выставка американских абстракционистов в выставочном комплексе в Сокольниках; в 1960 - "Живопись Великобритании 1700 - 1960" в ГМИИ; в 1961 - выставка современных французских мастеров в Сокольниках. Молодое поколение художников увидело "другое искусство, не похожее на то, что вдалбливалось в художественных училищах" (Генрих Сапгир). Под впечатлением увиденного некоторые молодые художники переосмыслили свой дальнейший путь в искусстве, для многих это был толчок к началу творчества. Оказалось, можно делать то, что хoчешь и рисовать, как видишь. Но этот порыв не нашел понимания у представителей соцреализма, и зрители не имели возможности познакомиться с их работами, просто не подозревая об их существовании.(слайд)

   Советскому зрителю представилась  возможность познакомиться с  произведениями современного американского,  французского и английского искусства.  Определенную информацию о зарубежной культурной жизни можно было почерпнуть также в иностранных журналах, издававшихся на русском языке, и в иностранной прессе, представленной в крупных библиотеках.

 

VI Всемирный фестиваль  молодежи и студентов.

Фестиваль готовился  в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о про советски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

 На Московский фестиваль  молодежи и студентов приехали 34 тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов. В то время в СССР слово «иностранец» было синонимом слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков.

Благодаря фестивалю, в  столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

 Фестиваль состоял  из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю  возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

 

Таким образом:

Основными особенностями  развития духовной жизни 1950 гг. является:

- частичное ослабление диктата партии в духовной жизни, интеллигенция могла творить в рамках дозволенного.

- «приподнятие» «железного занавеса»,  расширение культурных контактов.

 

            Отступление от оттепели.

 Исторические условия развития культуры этого времени.

на формирование культуры этого  времени повлияло то что:

 

1.Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н. С. Хрущев взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны.

2.В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки, подвергались осуждению.

3. XXI съезд партии (1959 г), провозгласивший полную и окончательную  победу социализма  в СССР, декларировал  переход к созданию коммунистического  общества.

4. XXII съезд партии(1961 г), принявший Новую программ, определявшую черты коммунистического общества.

5. Карибский кризис.

 

Перед творческой интеллигенцией, особенно после принятия новой Программы  КПСС XXII съездом партии (1961), власти выдвигали задачу воспитания «нового  человека» будущего общества.

 

Литература.

Процесс оживления культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. Дав некоторые демократические  свободы, ослабив цензурные тиски, государство все же не хотело утратить контроль над художественным творчеством. Все новое пробивало себе дорогу с трудом: во многом благодаря А. Твардовскому утверждал и сохранял свою критическую направленность журнал «Новый мир», открывались областные книжные издательства, создавались новые литературные направления, получившие условны названия «лейтенантской», «деревенской», «городской» прозы; произошел настоящий «поэтический бум», связанный, прежде всего, с именами А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы; расцвел жанр авторской песни, студийный театр, произошел взлет научной фантастики (И. Ефремов, братья Стругацкие). Вместе с тем в эти же годы была организована травля Б. Пастернака, раскручивались судебные процессы над «диссидентами и клеветниками» Синявским и Даниэлем и «тунеядцем» Бродским, был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», учинялся разгром «бульдозерной выставки». Характерны слова Н.С. Хрущева (1957) «Творческая активность в сфере литературы и искусства должна быть проникнута духом борьбы за коммунизм, должна наполнять сердца бодростью, развивать социалистическую сознательность и групповую дисциплину».

 

Почему негативно  была встречена книга Бориса Пастернака «Доктор Живаго»?

 «До́ктор Жива́го» — роман Бориса Пастернака является вершиной его творчества как прозаика. Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства, еврейства. Книга была резко негативно встречена советской официальной литературной средой и отвергнута от печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года и последующей жизни страны. Первое издание романа на русском языке вышло 23 ноября 1957 года в Милане в издательстве Джанджакомо Фельтринелли, что стало одной из причин травли Пастернака советскими властями. 23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Власти СССР во главе с Н.С.Хрущёвым восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским. Из-за развернувшейся в СССР травли Пастернак вынужден был отказаться от получения премии. Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевский диплом и медаль были вручены в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

 

            Искусство.

Выставка «Новая реальность», организованная Элием Белютиным, была частью большой выставки в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР в 1962 году.

Никиту Хрущёва сопровождали Михаил Суслов, Александр Шелепин  и Сергей Павлов.

Хрущёв обошёл зал  три раза, затем задал вопросы  художникам. В частности, он спросил  художников кем были их отцы, выясняя  классовое происхождение. Михаил Суслов обратил внимание Хрущёва на некоторые детали картин, после чего Хрущёв начинал возмущаться, употребляя, среди прочих, такие слова как «дерьмо», «говно», «мазня»:

«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и  то лучше нарисует! … Что это  такое? Вы что — мужики или педерасты  проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»[«Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! … Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»

 

 

Вопреки некоторым сообщениям, появившимся в западной прессе, Хрущев не срывал картин со стен. По окончании  просмотра экспозиции он заявил, что  советскому народу всё это не нужно

Последствия

В результате событий  на выставке на следующий день в  газете «Правда» был опубликован  разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. Хрущев потребовал исключить из Союза художников и из партии всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников, из участников выставки практически никто не состоял. Уже через две недели на встрече руководства СССР с интеллигенцией Хрущев докладывал: Художников учили на народные деньги, они едят народный хлеб и должны работать для народа, а для кого они работают, если народ их не понимает?

 

           Наука в 1950-1960 годы

Партийные директивы, ориентировавшие  на развитие научно-технического прогресса, безусловно, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. был создан Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе АН СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тыс. К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957 г.); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; (слайд  ). запуск в космос первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), (слайд  ). отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.)(слайд), 1963 г. в космос полетела первая женщина –космонавт В. Терешкова. Выход на трассы первого реактивного пассажирского лайнера ТУ-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. После долгого перерыва возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет  в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические  достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

 

Таким образом основными особенностями развития духовной жизни 1960 гг. являются:

- ужесточение контроля партии  за деятельностью творческой  интеллигенции,

- приоритетными направлениями  являются развитие фундаментальной  науки, связанной с интересами военно-промышленного комплекса.




Информация о работе Духовная Жизнь 1940-1960 гдов