Духовная культура: искусство, религия, наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Духовная культура…………………………………………………………3
Искусство…………………………………………………………………...5
Религия……………………………………………………………………...6
Наука………………………………………………………………………...9
Заключение……………………………………..……………………………...11
Список использованной литературы……….……………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наука

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые  по мере развития человечества все  больше и больше отождествляли с наукой. Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры.

Наука, как уже было сказано, -- это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой  исторически сложившуюся систему  познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного  знания. Научные знания выражаются в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

Наука неразрывно связана  с философией, которая выступает  в качестве всеобщей методологии  научного познания, а также позволяет  осмыслить место и роль науки  в культуре и человеческой жизни.

Таким образом, наука представляет собой сложное общественное явление, которое имеет многосторонние связи с окружающим миром. Науку рассматривают с теоретической точки зрения, где наука представлена как система знаний, форма общественного знания; как социальный институт; и с точки зрения общественного разделения труда, где наука - форма деятельности, а также с точки зрения практического применения выводов науки.

Однако место рассмотренных выше видов духовной деятельности в сфере культуры не равнозначно. Так, наука находится на периферии культуры, ибо она реализует не собственно духовные потребности человека, а его материальные требования. Но наука все же относится к духовной культуре, ибо в ней может преобладать познавательный интерес, а познание - всецело явление духа. Возрастая до степени познания ради познания, наука перерастает в философию. Тем не менее, оказывается, что познание ради познания, также как и искусство ради искусства, может приносить человеку наибольшую духовную пользу, смысл и удовлетворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра  и красоты".

Наука и право  являются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы культуры и ее элементов.

Наука – это  система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной  человеку и обществу информации. Науку  можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Роль религии  в истории человечества, в целом  весьма значительная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два вектора влияния религии на общественное развитие: религия в качестве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Под светской культурой  как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко  – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении  светской культуры и религиозной  культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии  и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Гладкова И.В. Культурология,  2010

2. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.

3. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992.

4. http://xreferat.ru

5. http://knowledge.allbest.ru

6. http://ru.wikipedia.org


Информация о работе Духовная культура: искусство, религия, наука