Духовная культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Вхождение в целостно-естественный до этого мир земли начал социальной культуры (разумеется, в самом первозданном их состоянии) и рождение первочеловека представляет строго синхронное, полностью взаимообусловленное явление. Тем самым определяется хронологический "объем" предмета культурологии. Его общее измерение в свете открытий последних десятилетий в Восточной Экваториальной Африке выражается астрономическим диапазоном примерно в 2,5 млн. лет.

Содержание

Введение________________________________________________________3
1. Предпосылки возникновения первобытной культуры_________________3
2. Первобытная культура и ее особенности____________________________7
2.1 Характерные черты первобытной культуры________________________7
2.2 Место ритуала в первобытной культуре___________________________12
2.3 Значение мифологии___________________________________________14
Заключение______________________________________________________18
Список использованной литературы_________________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

культурология рабочая 2семестр.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

Вопрос о происхождении  искусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепция генезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магические верования и обряды. С  нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяет сделать вывод  о пользе следующей концепции, приведенной  советским ученым Д. Угриновичем в его книге "Искусство и религия" Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. - М.: Политиздат, 1982.. "Хотя искусство и религия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли они в одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системе духовно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологический обрядовый комплекс". Существенным является то, что источником эстетичного отношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах, музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельный звуковой язык - форма высказывания логического понятийного мышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению, которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существования социально значимой информации, которая существует в обществе, а также системы эстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичных кодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий, которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.

Заключение.

В заключении отметим, что  в первобытном обществе функционирует  триада - родовой уклад, миф и изобразительная  деятельность. Во время распада первобытного общества и зарождения классового, на смену этой триаде приходит новая - государство, религия и письменность, происходит замена мифа религией, которая  содержит в себе и моральный момент. Однако во всех религиозных системах, порожденных мифами каменного века, сохраняются идеи древнейшего мифа. Да, идея бессмертия души происходит от самого древнего в истории человечества сюжета о жизни и смерти, отображенного  в росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социально-культурная система характеризуется, насколько об этом можно думать, на современном уровне знаний, удивительной однородностью социальных структур, одинаковым набором типов деятельности, высокой степенью "схожести" духовной культуры разных человеческих отношений.

Во время развития первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляются разнообразные социально-культурные системы.

Список использованной литературы.

1. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб., 2003, С.68-78.

2. Драч Г.В. Культурология: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений (издание третье). - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002.

3. Зубов А.Б. История религий.  Книга первая: Доисторические и  внеисторические религии. Курс  лекций. - М.: Планета детей, 1997.

4. Кравченко А.И. Культурология:  Учебное пособие для вузов. - 3-е  изд. - М.: Академический проект, 2001.

5. Поликарпов В.С. Лекции по  культурологии. - М.: "Гардарика", 2005.

6. Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. - М.: Советская энциклопедия, 1982.

7. Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. - М.: Политиздат, 1982.

8. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь:  Перевод с англ. М.К. Рыклина. - М.: Политиздат, 1980.


Информация о работе Духовная культура первобытного общества