Духовно-нравственная проблематика Ф.М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:54, доклад

Краткое описание

Проблемы формирования духовно-нравственной личности определяет-ся современной социокультурной ситуацией, направленной на свободное раз-витие личности на основе общечеловеческих идеалов, усиливающимся гум-манистичес-ким движением «развития разумного человека», требованиями формирования духовной личности.
Одним из важнейших измерений духовности является нравственность. Духовность человека определяется степенью соответствия его действий высшим нравственным ценностям.

Вложенные файлы: 1 файл

MOYa_RABOTA(1).doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Духовно-нравственная проблематика Ф.М. Достоевского

 

           Проблема формирования духовно-нравственной личности исследова-лась философами, писателями, литературными критиками и психологами. Связь педагогического процесса с философской и психологической базой личности занимает центральное место в научных трудах М.Ю.Айбазовой, Б.Г.Ананьева, Ш.А.Амонашвили, А.С.Арсеньева, Б.М.БимБада, A.A. Бода-лева, Е.В.Бондаревской, В.А.Вейкшана, И.Е.Видт, Б.З.Вульфова, Б.С. Гер-шунского, И.К.Гончарова, В.Д.Губина, А.Н.Джуринского, В.И. Загвязине-кого, Н.В.Кудрявой, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина и др.

           Проблемы формирования духовно-нравственной личности определяет-ся современной социокультурной ситуацией, направленной на свободное раз-витие личности на основе общечеловеческих идеалов, усиливающимся гум-манистичес-ким движением «развития разумного человека», требованиями формирования духовной личности.

           Одним из важнейших измерений духовности является нравственность.

Духовность человека определяется степенью соответствия его действий выс-

шим нравственным ценностям. Такие категории этики, как «добро», «зло», «совесть», «справедливость», «честь», «долг», «достоинство», составляют ос-нову тем, сюжетов и образов мировой художественной культуры и использу-ются для характеристики духовной культуры человека. 

          Необходимость возрождения и упрочения традиций духовной культуры народов России, преемственности в нравственных и духовных идеалах, пре-допределяет интерес к российскому педагогическому наследию, в том числе к наследию Ф.М.Достоевского, в котором идея формирования духовно-нрав-ственной личности занимает важное место. Побудительными причинами ста-ли социальная ситуация в России во второй половине XIX века, недостатки существовавшей системы.

             Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейше-го развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Ед-ва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

           Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания.

            Духовно-нравственная проблематика заняла центральное место в фи-лософии Достоевского, поскольку без осмысления категорий духовности и нрав-ственности невозможно раскрыть сущность и смысл художественного творчества, а также функции искусства в трансляции культурных образцов, об-щечеловеческих ценностей.

            Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвуч-ны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что яв-ляется на сегодняшний день самым ценным в писателе.

           Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссо-единения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обре-тении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены - и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаи-моотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

           Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных от-ношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

          Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между доб-ром и злом, свободой и рабством, Христом и антихристом. В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы -- путь Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для Богочеловека надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?

 

           В своих произведениях писатель подробно рассматривал глобальные для человека темы: что такое добро и зло; какова природа человека: он «зверь» или «образ Божий»; в чем состоит сущность и назначение человечес-кой жизни; как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности; как соединить в нераздельное целое справедливость, законность, правосудие. Ответы на эти и многие другие вопросы, издавна волнующие человека, выдающийся писатель и мыслитель оставил в своих произведениях, которые могут восприниматься как ценный дар человечеству для понимания Евангельских заповедей о духовном совершенствовании.

 

           До конца своих дней Феодор Михайлович оставался верующим чело-веком и православным христианином. Духовность, воскресение, нрав ствен-ное возрождение человека – это доминанта практически всех творческих ис-следований мыслителя . В его произведениях отражена одна из главных тем русской интеллигенции XIX века – тема о бытии Бога. Он сильно переживал трагизм существования человека без Бога. Духовная жажда, искание Бога и Правды Его являлись смыслом его жизни. Достоевский искал Правду не как некую отвлеченную философскую истину, большей частью ни к чему не обя-зывающую, но Правду вечную, которая воплощается в жизни и сохраняет че-ловека от духовной смерти. В романе «Братья Карамазовы» Феодор Михай-лович говорит: «Если Бога нет, то все позволено», то есть, если Бога нет, то нет абсолютной шкалы нравственных ценностей. В таком случае высокие нравственные нормы становятся относительными, а значит, необязательными для исполнения, бессмысленными. Если Бога нет, то нет и смысла жизни.

 

        Достоевский  утверждал, что в основе духовности лежит миро-воззренческая культура, которая свидетельствует о способности человека к восприятию, осмыслению социальных и личностно значимых событий и активного участия в изменении реальной действительности, а духовность – это социально-ценностное образование, включающее в себя совокупность личностных свойств и качеств, выражающих творческое и позитивно действенное отношение субъекта к окружающему миру, людям, обществу, природе, делу, самому себе.  Что, основополагающими компонентами духов-ности личности являются социальная справедливость, гуманность, Интел-лигентность, нравственность, гражданственность, соборность, единство соз-нания и жизни, внутренняя свобода и совесть как ее составная часть, от-ветственность по отношению к самому себе, и православная вера. Формирование духовно-нравственной личности представляет собой сово-купность творческих нравственных актов, наличие опыта в решении жизненных задач, а не наращивание морального потенциала личности. Что, ведущими мотивами нравственных действий и поступков личности выступают внутренние побудители личности (нравственные убеждения, пот-ребности и интересы), а не стимулы внешнего воздействия на личность (требование, принуждение). Источниками осуществления идеи формирования духовности являются религия, искусство, творчество (нравственно - ориентированная деятельность), нравственное самосовершенствование личности.

 

             Ф.М.Достоевский видел решении проблемы духовно-нравственной личности в том, что бы перенести сферу духовности в отношения людей в духе нравственного совершенствования личности с позиций православия - и необходимость сосуществования идеи общечеловеческого и национального воспитания, признания уникальности личности; решить проблему формиро-вания духовности личности на основе антропологического принципа, а прин-цип природосообразности воспитания возвести до уровня единой основы своей педагогической системы; признать свободу в воспитании как опреде-ленную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он наи-более полно может проявить активность и самостоятельность во всех облас-тях своей деятельности, в том числе и в сфере духовности; считая, что фор-мирование духовно-нравственных потребностей личности, осуществляется не только в процессе непосредственно нравственного воздействия, оно про-низывает собою всю систему многообразных педагогических влияний, весь процесс гармонического развития личности; справедливо утверждая, что чем выше уровень духовно-нравственного развития личности, тем большую роль в ее мотивационной сфере играют внутренние побуждения; определял про-цесс духовного самосовершенствования и самовоспитания как потребность личности в нравственном идеале и в моральном росте.


Информация о работе Духовно-нравственная проблематика Ф.М. Достоевского