Духовный потенциал христианских традиций и ценностей белорусского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:57, реферат

Краткое описание

В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с двух сторон: во-первых, это создаваемое людьми предметное богатство мира, во-вторых, свидетельство развития человеческих качеств и способностей. Главной функцией культуры является обеспечение безопасности и благоприятных условий существования человечества.

Содержание

Введение 3
Политическая культура Беларуси 4-6
Православно-христианские ценности 7-8
Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности 9-16
Заключение 17-18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра общественно-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Духовный потенциал христианских традиций и ценностей белорусского народа

 

 

 

 

 

                                                            Подготовила студентка группы Л-139

                                                       Семенцова Виктория Михайловна

                                                       Проверил старший преподаватель

                                                      Сироткин Андрей Александрович

 

 

 

 

 

2013

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Политическая культура Беларуси                                                                          4-6

 Православно-христианские ценности                                                              7-8

Место и роль христианства в формировании идеологии белорусской государственности                                                                                           9-16

Заключение                                                                                                      17-18

Список литературы                                                                                             19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В наиболее общем виде культуру можно определить как свойство, объединяющие все предметы и явления искусственного (т.е. антропогенного) происхождения в противоположность природному (естественному). Любые проявления культуры могут рассматриваться с двух сторон: во-первых, это создаваемое людьми предметное богатство мира, во-вторых, свидетельство развития человеческих качеств и способностей. Главной функцией культуры является обеспечение безопасности и благоприятных условий существования человечества. Кроме того, имея символическое значение, предметы и явления культуры служат основой для реализации неисчерпаемых творческих возможностей человека, для совершенствования способов познания, освоения и преобразования человеком окружающего его мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая культура Беларуси

    Политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики и определяющих специфику политических институтов.

    Для политической культуры Беларуси характерны следующие черты:

- отсутствие четко выраженных национально-культурных форм;

- доминирование местных  интересов над общенациональными (преобладание локально-поселенческой  идентичности над национально-этнической);

- различия в политических  ориентациях западных и восточных  областей (Минская, Гродненская и  Брестская области характеризуются  политической активностью, в то  время как в Могилевской, Витебской  и Гомельской областях преобладает  пассивно-подданническое отношение к власти);

- различия в политической  культуре между центром и периферией (жители столицы и областных  центров склонны руководствоваться  собственной позицией в политической  сфере, в то время как для  глубинки более свойственна ориентация  на традиции подчинения ценностям  политической системы).

    Национальные черты политической культуры выражаются в национальном характере как совокупности относительно постоянных психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций. Черты национального характера отражаются в литературе, легендах, фольклоре и традициях народа.

    Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа. С одной стороны, они имеют чрезвычайно важное значение для формирования идеологии государства. С другой стороны, идеология способна выявлять, актуализировать те аспекты ментальности, которые способствуют дальнейшему развитию национальной культуры. Как специфический тип идеологии идеология государства выступает в роли интегративного начала, она базируется на консенсусе по поводу основных ценностей в обществе. Мировоззренческой основой для создания данного консенсуса являются духовные традиции народа. Духовные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.

    В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:

1) общечеловеческие ценности;

2) общеславянские ценности;

3) ценности восточного  славянства (русских, украинцев и  т.д.);

4) духовные ценности белорусов.

    Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, – напористость, прагматизм, расчетливость.

    Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивалентность, двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. Присутствие последнего принесло в Ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революциях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, отречение от себя и служение обществу, идее, Богу.

    Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпели влияние западной культуры. По мнению Я. С. Яскевич, они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.

    В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют:

  • Толерантность, выражающаяся в отсутствии вражды, склонности к компромиссам, поиске справедливости без насилия.
  • Терпимость – умение прислушаться к чужому мнению, уважение к людям с другими взглядами, религией (веротерпимость).
  • Любовь к Родине, которая проявляется в уважительном отношении к родному краю, заботе о сохранении и приумножении его богатства.
  • Христианские принципы находят свое отражение в воздержании, терпении, соблюдении заповедей, любви к ближнему.
  • Справедливость проявляется в стремлении к социальному равенству, помощи нуждающимся, непримиримостью с унижением слабых.
  • Неприятие угнетения и стремление к свободе обусловлено историческим прошлым белорусского народа, связанного с его борьбой за независимость и право на самоопределение.
  • Трудолюбие основано на крестьянском происхождении белорусов, их заботе о собственном «клочке земли», работоспособности, выносливости, хозяйственности.
  • Толока (крестьянская взаимопомощь) предполагает коллективное решение всех вопросов.
  • Громада (община, объединяющая крестьян соседних деревень) выражается в семейственности, клановости, «кумовстве», стремлении поддержать «своих», «тутэйшых», т.е. людей из одной местности, наладить родственные связи.
  • Миролюбие – отсутствие чувства национального превосходства, мирное сосуществование с другими народами.

    Различия в характере белорусов обнаруживаются в зависимости от их местонахождения. В западных областях, находящихся долгое время под влиянием Польши, более заметна индивидуализация жизни, в Полесье доминируют ценности сельской общины, а в восточных областях – сочетание православной соборности и советского коллективизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православно-христианские ценности

    После президентских выборов 2001 г. авторитарный режим в Беларуси вошел в новую стадию, в которой назрела необходимость конструирование новой белорусской идентичности, национальной идеи, которая бы позволила укрепить позиции режима теперь уже не на основании личных качеств президента, ранее описываемых таким политологическим концептом как «харизма», а на основании определенной системы взглядов, в рамках которой гражданская идентификация происходила бы в связи с самим режимом. Введение идеологии белорусской государственности сопровождалось наступлением режима на политические партии, общественные и религиозные организации, средства массовой информации, культуру. Были закрыты Белорусский гуманитарный лицей, Европейский гуманитарный университет, абсолютное большинство независимых изданий, лишены регистрации оппозиционные политические партии и общественные организации, принят новый закон «О свободе совести и религиозных организациях», который значительно ужесточал контроль над деятельностью в религиозной сфере, внесены изменения в уголовный кодекс – появились нормы, предусматривающие ответственность за создание и участие в деятельности незарегистрированной организации, в учебных заведениях вводились обязательные для изучения курсы «идеология белорусской государственности» и «Великая отечественная война белорусского народа в контексте второй мировой войны», экзамены по идеологии белорусской государственности для поступающих на госслужбу, единые дни информирования.

    Как ни странно, в идеологии белорусской государственности христианским ценностям отводилось не последнее место. Во-первых, что касается собственно религиозного поля, то Белорусской Православной Церкви была отведена приоритетная роль. Главным образом, это было связано с лояльностью БПЦ в отношении политического режима. С Православной Церковью был заключен конкордат, а также ряд соглашений в отдельных сферах. Именно Православная Церковь, и в меньшей степени Католическая признавались носителями христианских ценностей, ценностей традиционных для белорусского народа, в то время как неопротестантские церкви всяческим образом прессинговались и объявлялись носителями чуждых ценностей. Таким образом, очевидно проводилось разграничение между «православными», традиционными христианскими ценностями и протестантскими нетрадиционными.

    Во-вторых, само содержание христианских ценностей в контексте идеологии белорусской государственности имело определенное наполнение. Такими ценностями становился патриотизм, лояльность к государственной власти, эстетические ценности, и, как ни странно, на одном из первых мест, как показывает заключенное недавно соглашение между христианскими конфессиями, - борьба с ВИЧ/СПИД. Сама же православная церковь, говоря о христианских ценностях, часто поддерживает «антизападное» настроение белорусского режима, патерналистские модели управления обществом, и даже необходимость существования государственной «воспитательной идеологии».

    В-третьих, «православно-христианские ценности» позволяют выработать определенное отношение к политической деятельности – когда политическая деятельность делится на «хорошую» (деятельность государства) и «плохую» (политическая борьба), таким образом, ещё и в деятельностном плане здесь поддерживается существующий режим.

    Следует отметить, что как раз в третьем аспекте – апологии политической деятельности для христиан как таковой – наиболее чувствуются усилия деятелей Белорусской христианской демократии, что, видимо, связано, главным образом, с необходимостью объяснения своей позиции на стыке религии и политики – как своим религиозным общинам, так и другим политическим силам. В качестве такой концепции выступает концепция «призвания» к политической деятельности. По словам одного из лидеров БХД, Алексея Шеина, направлением развития партии должно стать расширение социальной базы, которая на данный момент состоит из верующих, в основном протестантских деноминаций, главным образом, известных своей политической активностью христиан полного Евангелия, которые, к тому же, претерпевают постоянное давление со стороны государства: «Мы видим две основные группы людей. Это верующие, которые уже присоединяются к деятельности христианской демократии. Во-первых, это верующие разных христианских общин, которые раньше никогда не занимались общественной деятельностью и не участвовали в политической жизни. Вторая группа – это молодые люди, которые сейчас находятся в стадии жизненного поиска». Для привлечения людей первой категории, Белорусской христианской демократией видится презентация «политической активности» как христианской ценности. Именно для этого была разработана так называемое «теологическое обоснование участия христиан в активной общественной жизни», которое состоит из трёх основных положений: во-первых, «Церковь как столп и утверждение истины», во-вторых, верующие должны исполнять только те законы, которые не противоречат божественным принципам, в-третьих, верующие должны знать и отстаивать свои гражданские права. Т.е. фактически, мы видим, что это теологическое обоснование обращено прежде всего на легитимацию протестной позиции по отношению к существующему режиму, которую и отстаивает БХД.

Информация о работе Духовный потенциал христианских традиций и ценностей белорусского народа