Искусство архитектуры хойсалы поэзия в камне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:17, лекция

Краткое описание

Час езды от Майсора приведет вас в Сомнатхпур, чудесный мир архитектуры, где можно увидеть самые замечательные монументы, когда-либо сделанные рукой человека. Такова уникальность искусства Хойсалы, неповторенного нигде в мире. Здесь мастера-каменнотесы писали поэзию в камне в период правления династии Хойсалы. Лучше всех здесь сохранился храм Кешавы, который, как полагают, был построен примерно в 1268 году под покровительством генерала армии Нарасимхи II Сомнатха.
Следует увидеть воочию этот храм, чтобы поверить размаху воображения и силе праведности строителей времен Хойсалы, создавших потрясающие по своей красоте, чудесные структуры. Фигуры, высеченные на стенах храма, уводят зрителя в совершенно иной мир творческого созидания.

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство архитектуры хойсалы поэзия в камне.docx

— 16.10 Кб (Скачать файл)

Искусство архитектуры хойсалы поэзия в камне

Час езды от Майсора приведет вас в Сомнатхпур, чудесный мир архитектуры, где можно увидеть самые замечательные монументы, когда-либо сделанные рукой человека. Такова уникальность искусства Хойсалы, неповторенного нигде в мире. Здесь мастера-каменнотесы писали поэзию в камне в период правления династии Хойсалы. Лучше всех здесь сохранился храм Кешавы, который, как полагают, был построен примерно в 1268 году под покровительством генерала армии Нарасимхи II Сомнатха.

Следует увидеть воочию этот храм, чтобы поверить размаху воображения и силе праведности строителей времен Хойсалы, создавших потрясающие по своей красоте, чудесные структуры. Фигуры, высеченные на стенах храма, уводят зрителя в совершенно иной мир творческого созидания.

Одна за другой сменялись в Карнатаке династии. Все они оставили свой отпечаток на песках времени. Так было и с Хойсалами. Скульптуры этого периода отличаются своей особой красотой и орнаментальностью. Специфической храктеристикой архитектуры Хойсалы является джагати, или возвышенная платформа, служащая открытым проходом в храм. Типичными для этого стиля Хойсалы являются украшение фризами лепки плинтуса, углубления в поверхности стен, элегантные и разнообразные точёные колонны, игра света и тени, деликатная миниатюрная резьба и фигуры в виде распорок, украшающие стены и колонны храма. Сама резьба является довольно глубокой, и поэтому изображенные ею фигуры и узоры резко выделяются, подчеркнутые тенью. Стены храма буквально опоясывают по горизонтали декоративные элементы в виде женских фигур или ветвей винограда, что создает хорошо организованный, контролированный узор дизайна.

Храм Сомнатхпура был построен в период между XII и XIX веками из хлорита. Хлорит - это темный серо-зеленый камень, который предоставляет скульптору поверхность, позволяющую ему оттачивать узор, настолько тонкий, что он напоминает кружево. Украшающий выточенную руку браслет можно поворачивать, а каменные колокольчики статуи можно I заставить звенеть! В то время, как многие критики находят подобную богатую декоративную скульптуру слишком орнаментальной, никто не может усомнится в её индивидуальном превосходстве. Мастер искусства Хойсалы был артистом, стремившимся к совершенству, и его девизом, похоже, было "сделать невозможное возможным".

Храм Кешавы в Сомнатхпуре был окружен двором и рядом с ним стояло несколько малых храмов. В его центре стоит гарбха грихи (зал), а перед нею находится входная веранда. Знаменательным новшеством архитекторов храма явилось сдвинутое расположение санктума, имеющего квадратное основание, что привело к образованию звезды со многими углами. Стены храма в основном являются прямоугольными и простыми. Площадь их поверхности увеличена в значительной степени рядом выступов из них.

Тот факт, что санктум имеет вид звезды, считается характерным для архитектурного стиля Хойсалы. Однако новаторство зодчих не ограничено только санктумом. Даже шикхара, венчающая сооружение, имеет вид цветка или звезды. Храм Кешава насчитывает три санктума. Вся структура возведена на широкой платформе с тем, чтобы верующие могли совершить её прадакшлнуи полюбоватся всем великолепием скульптуры, украшающей храм. Храм также имеет три шикхары, и каждая из них богато декорирована и выполнена в виде звезды. Платформа, на которой стоит храм, украшена лепкой, и её охраняют сидящие львы. Сама платформа состоит из обвивающих её поясов. Эти полосы, по подсчетам, насчитывают в длину более 200 метров , и каждый сантиметр их покрыт резьбой. Самый низкий фриз, находящийся чуть выше уровня земли, отображает слонов, а еще выше можно видеть процессию лошадей с всадниками. Более 200 метров поверхности стен храма покрыто резным узором, насчитывающим 150 лошадей, и каждая из них не похожа на другую.

На следующей полосе можно видеть марширующие мифические создания, похожие на львов с необычными головами и выпученными глазами, настороженно гладящими на все, словно охраняющими храм. Третий пояс представляет собой картину вьюнов, с геометрической точностью прокладывающих себе путь. В промежутках между ними видны головы мифических крокодилов и арабески из танцующих фигур в окружении зелени. Следующий пояс тоже украшают арабески, а над ними виден миниатюрный мир божеств. Этот бесконечный пояс покрыт резьбой с изображениями инцидентов из "Рамаяны", "Махабхараты" и мифов о Кришне. Эта панель разворачивается по часовой стрелке и передает, как комикс, эпизод за эпизодом всю древнюю историю этой земли. Эти пикториальные рассказы о Кришне, отображенные на стенах храма Кешава, имеют своё очарование.

На одной из сцен Кришна запечатлен на берегу реки - он радостно плещется в воде вместе с лягушками и черепахами. Рядом гнутся под ветром ветки деревьев, представляющих лесную рощу, где деревенские пастухи и юные гопи играют друг с другом. Весь храм таким образом представляет собой миниатюрное изображение жизни на земле. Сколько же тысяч каменотесов и ремесленников трудилось над созданием этого храма, если учесть то, что вся картина повествования выполнена в одном стиле?

В каждом углу храма можно видеть знакомые фигуры божеств. Они предстают во всем своем великолепии, увешанные тяжелыми украшениями с браслетами и анклетами на щиколотках. Этим скульптурным образам храма Сомнатхпура нет равных нигде в Индии по богатству их украшений. Внутри храма его интерьер одинаково роскошен. Здесь стоят темные резные колонны, которые, как видно, были отточены на станках. Их опоясывает красивая лепнина.

Шикхара храма представляет собой абстрактную игру геометрических мотивов, глубоко сидящих в поверхности. Они повествуют о горных грядах, где обитают боги. Над ними простирается чистое небо, не имеющее формы.

Знаменитый историк-искусствовед Перси Браун сказал, что храмы Хойсалы выглядят "как богато украшенная резьбой шкатулка из сандалового дерева или слоновой кости". И это действительно так. 
Текст: МАНОМАЙИ ПУРОХИТ Фото: ПРАКАШ ИСРАНИ  
Журнал «Индия. Перспективы».


Информация о работе Искусство архитектуры хойсалы поэзия в камне