История униатства в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

История униатского религиозно-церковного движения в Беларуси и в целом восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работают многие исследователи и ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности и развития национальной культуры. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения униатства……….5
1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии……………………………………………5
2. Политический и этноконфессиональный контекст планов унии………….6
Глава 2. Развитие униатского религиозно-церковного движения……..9
1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI века и антиуниатский протест православных и протестантов……………………….9
2. Уния в Риме и Бресте………………………………………………………..14
Глава 3. Влияние униатства на культурно-исторические процессы и общественно-политическую жизнь белорусского народа……………….18
1. Антиуниатский протест……………………………………………………..18
2. Итоги Брестского варианта церковной унии……………………………...19
3. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………...21
4. Роль униатства в культуре белорусов (XVII – XVIII века)………..……..22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.10 Кб (Скачать файл)

министерство культуры республики беларусь

УО «Белорусский государственный  университет культуры и искусств»

 факультет заочного обучения

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

История униатства  в Беларуси

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 311в гр.

 Толочко  Валентин Фадеевич

 

 

 

 

Научный руководитель:

                                                                  старший преподаватель

                                                                  Коденев Максим Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

Допущена  к защите

 

«___»___________________ 20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Исторические предпосылки возникновения униатства……….5

1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии……………………………………………5

2. Политический и этноконфессиональный  контекст планов унии………….6

Глава 2. Развитие униатского религиозно-церковного движения……..9

1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI века и антиуниатский протест православных и протестантов……………………….9

2. Уния в Риме и Бресте………………………………………………………..14

Глава 3. Влияние униатства на культурно-исторические процессы и общественно-политическую жизнь белорусского народа……………….18

1. Антиуниатский протест……………………………………………………..18

2. Итоги Брестского варианта церковной унии……………………………...19

3. Судьба униатской церкви (XVII-XX века)………………………………...21

4. Роль униатства в культуре  белорусов (XVII – XVIII века)………..……..22

 

Заключение……………………………………………………………………..28

 

Список  литературы…………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

      История униатского религиозно-церковного движения в Беларуси и в целом восточно-европейском регионе – научная проблема, над решением которой работают многие исследователи и ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности и развития национальной культуры. Церковной унии, и Брестской унии в частности, посвящено множество литературы, которая вмещает самые разнообразные, диаметрально противоположные оценки этого исторического события.

       Как отмечают современные исследователи, уния – явление противоречивое и неоднозначное. По мнению ученых, она имела как отрицательное так положительное влияние на регион. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого Княжества Литовского и до наших дней.

      Актуальность выбранной  темы может обуславливаться как  наличием противоположных точек  зрения на данный вопрос со  стороны различных исследователей  и ученых, так и актуальностью  идеи объединения всех христианских  конфессий и в наши дни. 

      Таким образом, целью данной работы является исследование истории униатского религиозно-церковного движения в восточно-европейском регионе.

      Для достижения  обозначенной цели нами решались  следующие задачи:

1.Определить основные исторические  предпосылки возникновения униатства.

2.Рассмотреть историческое развитие  церковной унии.

3.Охарактеризовать влияние унии  на общественно-политическую жизнь  белорусского народа.

      Объект исследования – церковная уния.

      Предмет исследования – религиозно-церковная и общественно-политическая жизнь Беларуси в ХІІІ-ХХ вв.

    При написании работы мы опирались на следующие исследования: «История Беларуси», «Энцыклопедия истории Беларуси», работы Морозовой С. В., Новик Я. К., Голенченко И. Я. и др. источники. Сравнивая и сопоставляя материал, анализируя взгляды и суждения на проблему исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Исторические  предпосылки возникновения униатства

1.Соперничество верховной власти ВКЛ и московских князей в государственно-церковном влиянии.

      О том, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства, понимали уже и первые великие киевские князья.  Потому и стремились посадить на престол митрополита, не назначенного из Константинополя грека, а своего священника. Позже к этому же стремились великие князья литовские и московские.

      Первую попытку создать отдельную митрополию на восточных землях Киевской Руси предпринял суздальский князь Андрей Боголюбский (1155). Он объявил епископом Ростовским и Суздальским попа Федора, однако константинопольский патриарх не признал новой митрополии. Постепенно Северо-Восточная Русь начинает считать себя отличной от Руси Юго-Западной, а Суздаль, Владимир, Ростов Великий, а потом и Москва начинают противопоставлять себя Киеву.

      В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились три центра, претендующие на государственную гегемонию: юго-западный (Галич, Владимир-Волынский, Львов), северо-западный (Новогрудок, Вильня, Полоцк) и северо-восточный (Владимир, Суздаль, Тверь, Москва). Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.

В начале XIV века происходит возвышение московского князя, которого поддержала православная церковь. В 1355 году решением константинопольского патриаршего  синода резиденция киевских митрополитов была перенесена во Владимир, но фактически митрополит жил в Москве.

      Проблема автономии западноправославной церкви была очень важной в политической деятельности великих князей литовских. Около 1320 года великий князь Гедемин добился открытия новой митрополии с центром в Новогрудке, в которую входили Полоцкая и Туровская епархии. Однако в результате усилий московского митрополита она скоро была закрыта.

Великий князь Альгерд приложил значительные усилия, чтобы переместить  духовно-административный центр восточнославянского  православия в ВКЛ. В 1354 году он попробовал посадить на митрополию в Киеве своего свояка Романа. Его соперником выступил московский ставленник Алексий. В конце  концов Константинополем было принято  компромиссное решение: Алексий  стал митрополитом, а под власть Романа кроме Полоцкой и Туровской епархий отошли Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Галицкая и Перемышльская. После присоединения к ВКЛ Чернигова и Брянска Роман стал и брянским епископом.

      В 1373 году в ВКЛ появился посланец константинопольского патриарха иеромонах Киприан Цамблак. Он вошел в доверие к Альгерду и с согласия Константинополя был поставлен митрополитом "киевским, галицким и всея Руси“ (1375). Москва категорически отвергла его в этом качестве. В 1378 году, после смерти московского митрополита Алексия, Киприан приехал в Москву с целью объединить церкви ВКЛ и Великого княжества Московского, но по приказу Дмитрия Ивановича был арестован и выслан за пределы Московии. Вскоре Киприан Цамблак помирился с московским князем и стал московским митрополитом.[4, с.202-221]

2. Политический и этноконфессиональный контекст планов унии.

       Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения происходит массовое крещение литовцев в католичество. Как и православие, оно становится государственным вероисповеданием.

Но естественные религиозно-церковные  связи между этими ветвями  одной веры разрушались государственными интересами и возрастающим политическим соперничеством между ВКЛ и Московским государством. Положение православия  начало резко ухудшаться после Городельского  постановления 1413 года, согласно которому на высокие государственные должности  в ВКЛ назначались только лица римско-котолического вероисповедания. Вместе с тем великие князья понимали, что разность религий основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-политическую опасность. В этой связи возникновение идеи унии было естественным явлением. Когда в 1396 году Вильно посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту идею.

      Витовт обратился к константинопольскому патриарху с просьбой назначить митрополитом “всея Руси” полоцкого епископа Феодосия и резиденцией его сделать Киев. Однако византийский император и патриарх поддержали Москву, и митрополитом был поставлен грек Фотий.

      В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов, которые обратились к великому князю с жалобой на митрополита Фотия, в результате чего Витовт отказался от последнего и выдвинул на митрополитский престол своего кандидата – Григория Цамблака, племянника бывшего митрополита Киприана, выдающегося церковного и культурного деятеля западных славян. Осенью 1414 года на соборе православных церковных иерархов ВКЛ, созванном по инициативе Витовта, Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий.

      В начале 1415 года Витовт снова созывает собор, на котором убеждает белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию. 15 ноября 1415 года на соборе в Новогрудке это было сделано. Епископы объявили об отречении от московского митрополита. Патриарх и Фотий предали Цамблака анафеме.

      В 1418 году во главе большой делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был произойти XVI Вселенский собор католической церкви. Цель визита была обозначена заранее с Ягайло и Витовтом: добиться более-менее тесного союза между католической и православной церковью. В своих двух выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Он предлагал созвать специальный собор о вере и в свободной дискуссии, руководствуясь взаимной терпимостью, решить все спорные вопросы. Итогом должен был стать равноправный союз между католической и православной церковью. По мнению исследователей, Цамблак являлся первым автором гуманистической модели церковно-религиозного согласия, унии католичества и православия в общехристианском масштабе. Но план Цамблака не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов.

      В годы великого княжения Казимира Ягайловича была предпринята новая попытка создания православной автокефалии. В 1458 году Казимир дал согласие на основание отдельной православной митрополии для ВКЛ. Номинальным митрополитом стал Исидор. А поскольку он был очень стар, то остался в Риме, а управлять белорусско-украинской церковью прислал своего ученика Григория, который через некоторое время был посвящен в сан митрополита.

      После смерти Григория белорусско-украинским митрополитом стал смоленский епископ Мисаил, который являлся сторонником унии. Мисаила активно поддерживали две наиболее влиятельные православные организации ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский Свято-Троицкий монастырь, а также определенное количество знатных православных светских лиц, которые были в родстве с католическими фамилиями. От их имени Папе Сиксту IV в 1476 году была направлена письменная просьба о целесообразности и необходимости объединения церквей.[4, с.240 -258]

Глава 2.

Развитие униатского религиозно-церковного движения

1. Возрождение идеи церковной унии во второй половине XVI в. и антиуниатский протест православных и протестантов.

      Новая жизнь, которую приобрела идея церковной унии во второй половине XVI века, связана с рядом факторов геополитического, духовно-культурного и религиозно-церковного характера. Одним из них была возрастающая угроза независимости ВКЛ, которая исходила со стороны Московского государства. В результате ВКЛ было вынуждено пойти на более тесную интеграцию с Польшей. Политическим проявлением этой интеграции стала Люблинская уния 1569 года, по которой ВКЛ и Польша объединялись в одно федеративное государство. Церковная уния рассматривалась как логичное продолжение интеграционной политики.

    Надо отметить, что идея религиозного согласия через унию, несмотря на то, что в течение многих веков она так и не смогла реализоваться, продолжала оставаться очень привлекательной для многих искренне верующих христиан, в том числе белорусов и украинцев. Менталитет населения ВКЛ был запрограмирован на согласие, а не на конфронтацию. [4, с.457-461] Многие образованные белорусские и украинские общественные и государственные деятели, священники, писатели, купцы, ремесленники жили иллюзией унии, верили в возможность достижения в ВКЛ, Речи Посполитой, вообще во всем христианском мире церковного согласия, конфессионального мира методом простого соединения православия и католичества. Для этого, считали они, надо сделать усилие, подняться выше своих религиозно-догматических амбиций, пойти на компромисс, тем более, что оба вероисповедания – христианские. К тому же значительная часть православных белорусских и украинских панов и шляхты, и даже мещан, была породнена с католическими семьями. Пример тому: глава православной антиуниатской партии Константин Острожский. Его жена Софья Тарновская – католичка, сын Януш – тоже католик, дочери – замужем за протестантами Криштофом Радзивилом и Янушем Кишкой. Таким образом, надо было вернуть мир в общество, согласие в семьи, равновесие в души людей, и многие надеялись, что это сможет сделать уния.

Информация о работе История униатства в Беларуси