Культурология: определение и место в системе наук

Дата добавления: 07 Декабря 2015 в 18:47
Автор работы: m**********@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать в ZIP архиве (36.47 Кб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть документ 

Культурология.docx

  —  39.19 Кб

Важно, что и в первом случае — расширительного толкования антропологии “как всеобщей сравнительной науки о человеке”, и во втором — специального выделения “истории этнологии” большое внимание уделялось проблемам теоретического рассмотрения этнических культур — “исторический” и “функциональный” подходы, проблема “культурных кругов” и т.д.

В этом контексте появляется обращение к термину “культура”, выявляются проблемы культурной антропологии, констатация факта сближения антропологии и философии и развития антропологических (этнологических) теорий как своего рода истории теорий культуры. Хотя сам термин культуры появился значительно позднее, зарождение и развитие этнографической науки, которое исследователи относят к 60—70 гг. XIX века, было ознаменовано выходом классических работ по истории культуры, свидетельствующих о появлении общих концепций, основанных на этнографических данных и носящих выраженный культурологический характер.

Под культурантропологией часто понимают также современные английские научные школы, получившие название “британская социальная антропология”. Здесь невозможно обойти вниманием такого крупного представителя рассматриваемой школы как Бронислав Малиновский. Малиновский исследовал роль и значение (функцию) социальных институтов в существовании культуры как целого. Разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. У него понятие “культура” становится центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Культура — это и есть способ социального контроля, который осуществляется в традиционном обществе, своего рода культурный стандарт жизни [3, с. 124] .

Изучение культурной антропологии столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал (учитывая, что специалисты насчитывают две-три тысячи этнических общностей, можно сказать, что он необъятен) и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно культурная антропология открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

3. Культурология  и история культуры

 

Среди множества классов предметов и явлений, рассматриваемых современной наукой, есть одни, для которого нет названия. Это класс феноменов, связанных с присущей исключительно человеку способностью придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы. К этому классу относятся идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т. д.

Так повелось, что эти предметы и явления, связанные со способностью человека к символизированию, ученые рассматривали в двух различных контекстах, которые можно обозначить как соматический и экстрасоматический. В первом случае для исследования важна взаимосвязь между этими предметами и явлениями и организмом человека. Рассмотренные в соматическом контексте предметы и явления, связанные с символической способностью человека, называются поведением человека; точнее, поведением являются идеи, отношения, действия: топоры и керамика непосредственно не могут быть названы поведением, но они созданы трудом человека, т. е. они являются овеществлены поведением человека. В экстрасоматическом контексте взаимосвязь этих предметов и явлений друг с другом важнее, чем их взаимосвязь с организмом человека. И в данном случае названием им будет культура.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит прежде всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии в одном и о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства, в другом. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура- это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда- то открыто, осмысленно и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

История культуры есть неотъемлемая часть системы культурологических знаний. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории. Культура выявляет соотнесенность культуры с историей общества, фиксирует специфику ее собственных этапов, логику их последовательных смен.

Мировая культура зарождалась и развивалась в ряде очагов. Европейская культура многими сущностными сторонами обязана античности, потому средневековье, новое и новейшее время в осмыслении культуры постоянно возвращаются к античным истокам. В то же время каждая из последующих эпох, реагируя на изменения общественного бытия и сознания, рождает свои нормы культуры, методы их освоения, осмысления; иногда эти процессы протекают с болезненной остротой. Современная культура много внимания уделяет культурам внеевропейским (т.н. “восточным”, африканским, латиноамериканским и пр.), признавая за ними как собственную специфику, так и глубинное онтологическое родство всех проявлений культуры. Процесс взаимного влияния генетически различных культур протекает ныне весьма интенсивно, ряд принципов, процессов, явлений, разных по происхождению, включаются в общекультурное достояние.

В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. Это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических концепций.

Построение истории мировой и отечественной культуры требует от исследователей решения ряда проблем: определения границы между историей общества и историей культуры; описания фактов истории культуры и осознания их смысла; изучения взаимовлияния культур и их национально-этнического своеобразия; установления соотношения между отраслевыми историями культуры и общим культурным контекстом, культурой и цивилизацией.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня культурология занимает важное место в системе гуманитарных знаний, является одной из быстро развивающихся общественных наук. Её влияние ощущается во всех сферах научного изучения человека, общества и культуры, это влияние создаёт новые направления исследований, определяет новые подходы к решению научных проблем.

На сегодняшний день существует три основных мнения о месте культурологии в системе как общественных, так и естественных наук:

  1. Культурология является самостоятельной наукой, возникшей в XIX веке и получившей дальнейшее развитие, со своей теорией, со своими методами, из которых можно выделить специфические, используемые только культурологией и близкими к ней научными дисциплинами, наукой, которая оказывает прямое или косвенное влияние на другие науки;
  2. Культурология как наука является «промежуточной» между культуроведением, философией культуры, социологией культуры и историей культуры, теории которых, как известно, послужили базой для формирования культурологических теорий.
  3. Культурология не является самостоятельной наукой, а лишь дополнительной, второстепенной, и служит как учение, помогающее в общих понятиях объяснить то или иное явление культуры.

Естественно, на рубеже XX-XXI веков разумно говорить о культурологии как о состоявшейся самостоятельной науке.

Культурологические аспекты почти всегда присутствуют во вновь возникающих областях знаний о человеке. 

Культурология как общая теория в своих обобщениях и выводах основывается на знаниях полученных в области других наук, а с другой стороны выступает по отношению к этим же в качестве своеобразной методологии.

Важная роль, которую культурология играет в системе современных гуманитарных дисциплин, во многом объясняется стремлением к синтезу различных областей науки, которое уже достаточно долгое время является одной из сильнейших тенденций развития как естественнонаучной, так и гуманитарной сфер познания. Характерные для культурологии широта поля исследований, многообразие методов, возможность работать с достижениями многих наук, выйти за узкопрофессиональные рамки делает культурологию привлекательной для учёных, изучающих общественные науки.

 

Список использованной литературы

 

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник для вузов.-М.: Высшее образование, 2008.-495 с
  2. Кармин А.С. Культурология: Учебник для вузов.-М., 2008. – 356 с.
  3. Солонин Н.Ю., Каган М.С. Культурология: Учебник.-М., 2007-566 с

 

 


Страницы:← предыдущая12
Краткое описание
Цель данной контрольной работы рассмотрение гуманитарной науки культурологии и ее места системе наук.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены предмет, цели и задачи культурологии;
- рассмотрены философия культуры, социология культуры, культурная антропология;
- изучена история культуры.
Содержание
Введение………………………………………………………………..………….3
1. Предмет, цели и задачи культурологии………….………………………..…4
2. Культурология и философия культуры, социология культуры,
культурная антропология………………………………………………………..8
3. Культурология и история культуры…………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….…15
Список использованной литературы………………………………….………..17