Административная доктрина Анри Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа теоретических аспектов административной доктрины Анри Файоля, дать оценку применения идей А.Файоля в практике ОАО «РДЖ»
Поставленная цель изучения требует ряда задач:
Дать характеристику вклада А.Файоля в науку управления
Выявить личные качества руководителя
Проанализировать основные концепции административной доктрины
Дать оценку значимости и актуальности административной доктрины

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 5
1.1. Создание административной доктрины Файоля 5
1.2. Цели и функции административной доктрины Анри Файоля. 6
1.3. Принципы административной доктрины Анри Файоля 9
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 15
2.1. Элементы процесса управления 15
2.2. Личные качества руководителя и его функции 18
2.3. Применение идей Анри Файоля в практике ОАО «РЖД» 24
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 92.16 Кб (Скачать файл)

Таким образом, главный вклад Анри Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти элементов управления. Он не просто перечислил основные элементы, но и заложил оcновы общего направления в менеджменте - cтруктурного функционального подхода. Функциональным его нужно cчитать потому, что управленческие функции - неcущий элемент всего каркаса управления, исходная начало организационной иерархии. Cструктурным же подход Анри Файоля является потому, что функции определяют cструктуру организации, а не выcтупают неким довеском к ней. 

Заключение 

 

Административная доктрина Анри Файоля, является классикой в теории менеджмента, не зря его школу называет еще и классической. Углубление концепций Файоля нашло отражение во многих работах его последователей.  Так, его сторонниками, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д.Муни, А.П. Слоун, Г. Черч.  Среди множества работ Л. Урвика особого внимания заслуживает исследование «Элементы администрации». Вслед за Файолем  Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. «Основы управления производством» - основной труд Г. Черча, другого представителя классической школы. Главное внимание Черч уделял структурным вопросам производства управления на предприятии. Одним из видных представителей классической школы является М. Вебер. Вклад Вебера в развитие управленческой мысли заключается в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как механизм. Именно с этой целью разрабатывались инструкции и правила, порядок принятия конкретных решений и система распределения власти, а также исключалось личное начало в межличностных отношениях.  
Но все же применительно к данной работе необходимо остановиться на основных положениях административной доктрины, которые разработал выдающийся управляющий Анри Файоль. 
Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели, потому что:

  1. Управление стало как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). Создание универсальных принципов управления
  2. Четкое функциональное разделение труда;
  3. Передача команд и распоряжений по “скалярной цепи” сверху вниз;
  4. Единство распорядительства (“никто не работает более чем на одного босса”);
  5. Соблюдение “диапазона контроля” (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных)

Уроки собственного опыта  Файоль суммировал в перечне «Основных принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь иерархия. Принципы процесса – это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу. Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». 
Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством. Однако даже специальное образование не поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.  
Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.).  

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед  ним проблемы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем  окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих  действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения  проблем. В совокупности все это  поможет найти новые способы  и пути решения проблем организации.

Файоль утверждал, что одни и те же принципы управления можно применять в организациях любой направленности, вне зависимости от их размера, — на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, политических или даже религиозных структурах, на любом уровне менеджмента. Он доказывал, что менеджмент имеет отношение ко всем сферам человеческой деятельности: бизнесу, управлению государством и даже домашнему хозяйству. Сегодня уже многие авторы говорят о менеджменте как о всеобщей человеческой деятельности.

Список использованной литературы

  1. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П.Балашов. - М. : Вузовский учебник, 2008.
  2. Баринов, В. А. Основы менеджмента: учеб. пособие / В. А. Баринов, Л. В. Макаров. - М. : РИОР, 2007. - 64 с.
  3. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие / Л.А. Бурганова. -2-е издание. – М.:ИНФРА-М,2011. – 151,[1]c. – (Высшие образование)
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.:Проспект, 2008. – 320 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. –3-е изд. – Гардарики, 2001. – 528с.
  6. Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работ: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Социальная работа" / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. - М. : РИОР : Инфра-М, 2010. - 254 с
  7. Герчикова И. И Менеджмент: 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. — 512 с.
  8. Глухов В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 608 с.:ил. – (Учебник для вузов)
  9. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. — ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
  10. Кабушкин Н. И Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Новое издание, 2009. – 336 с
  11. Коргова М. А. История менеджмента : учеб. пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 236 с. — (Высшее образование).
  12. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 352с.
  13. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. — 1136 с
  14. Кротова КВ., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2002. - 96 с.
  15. Мазур И.И, Шапиро В.Д, Ольдерогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента – М.: Элима, 2007 – 888 с.
  16. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.
  17. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1995. С. 67.
  18. Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 94—101.
  19. Робинсон С.П., Коутлер М. Менеджмент. 6-е изд. / пер. с англ. М. : Вильямс, 2002.
  20. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. — 199 с.
  21. Тейлор Ф. У. "Административно-техническая организация промышленных предприятий". СПб., 1912.
  22. Томилов В.В. Менеджмент. Учебник / под редакцией Томилова В.В. — М.: Юрайт-Иэдат, 2003. - 591 с.
  23. Уткин Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 2007. – 327 с.
  24. Файоль А. "Общее и промышленное управление". М., 1923.
  25. Файоль А. "Учение об управлении. Доклад на Втором международном съезде по управлению". Рязань, 1924.
  26. Чудновская С.Н. История менеджмента : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2004.
  27. Шевчук Д.А. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2009 – 305 с.

 


Информация о работе Административная доктрина Анри Файоля