Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, иными словами, насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. Эффективность работы организации в целом складывается из эффективности использования каждого из организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть свои лидеры, аутсайдеры и середняки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные аспекты оценки работы персонала 5
1.1 Понятие эффективности 5
1.2 Аттестация персонала 8
1.3 Этапы аттестации 14
1.4 Стили проведения аттестации 18
1.5 Проблема действенности аттестации 26
ГЛАВА 2. Аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих 36
2.1 Особенности аттестация государственных служащих 37
2.2 Процедура проведения аттестации гражданского служащего 40
2.3 Критерии и методы оценки компетентности аттестуемых 42
2.4 Методы проведения оценки гражданских и муниципальных служащих 51
2.5 Механизмы комплексной оценки результативности деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих 58
ГЛАВА 3. Анализ системы аттестации сотрудников аппарата Государственной Думы РФ 60
3.1 Характеристика аппарата Государственной Думы 60
3.2 Аттестация в Государственной Думе 60
3.3 Типовые положения о проведении аттестации муниципальных служащих 61
3.4 Основные поведенческие ошибки при проведении оценки 66
3.5 Рекомендации при проведении оценки труда государственных служащих. 67
3.6. Пример проведения оценочного мероприятия 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 78
СПИСОК ТАБЛИЦ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала.docx

— 943.96 Кб (Скачать файл)

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации, комиссия выносит одно из следующих решений:

Аттестуемый…

  • …соответствует замещаемой должности;
  • …соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  • …соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • …не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются непосредственно после подведения итогов голосования и заносятся в аттестационный лист.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

  • подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  • направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • понижается в должности гражданской службы.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом РФ, категории «руководители».

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Внеочередной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

2.3 Критерии и методы оценки компетентности аттестуемых

Задачей кадровых служб органов власти является разработка единой иерархической системы критериев и показателей эффективности деятельности.

Для оценки результатов деятельности государственного гражданского служащего можно использовать показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского и муниципального служащего.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского и муниципального служащего в организации труда:

  • производительность (выполняемый объем работ);
  • результативность (мера достижения поставленных целей);
  • интенсивность труда (способность в короткие сроки выполнять определенный объем работ);
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • своевременность и оперативность выполнения поручений и распоряжений в установленные законодательством, должностным регламентом или руководством сроки.

Возможно установление критериев качества выполненной работы:

  • подготовка документов в соответствии с установленными требованиями;
  • полное и логичное изложение материала;
  • юридически грамотное составление документа;
  • отсутствие стилистических и грамматических ошибок.

Критерии профессионализма государственного гражданского и муниципального служащего:

  • профессиональная компетентность (знание законодательных, нормативных правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами);
  • способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности;
  • способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
  • творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий;
  • способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
  • способность и желание к получению новых профессиональных знаний и навыков;
  • осознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений;
  • способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях.

Каждый показатель деятельности в зависимости от значимости этого показателя оценивается в процентах. Сумма оценок показателей деятельности должна составлять 100%. 

Механизм оценки результативности деятельности государственного гражданского и муниципального служащего включает в себя три этапа:

  • оценка исполнения каждого по отдельности показателя деятельности;
  • общая оценка результативности деятельности государственного гражданского и муниципального служащего;
  • формулировка вывода о результативности деятельности государственного гражданского и муниципального служащего.

В отечественной практике главным субъектом оценки является непосредственный и вышестоящий руководитель работника. По мнению рядовых служащих и самих руководителей, это во многих случаях ведет к субъективизму оценки, что, в свою очередь, является основанием для принятия необоснованных решений по поводу найма и продвижения кадров.

Таблица 6 - Субъекты и элементы оценки эффективности.

Кто

В каких случаях

Преимущества

Недостатки

Непосредственный руководитель

  • Подходит в любых случаях. Наиболее подходит для цели «Деятельность».
  • Имеет наилучшее представление о работе и работнике.
  • Логическое завершение оценки сотрудника, имеющей место постоянно в течение года, и получение обратной связи.
  • Дешево
  • Работник и так общается с руководителем постоянно.
  • Нет «притока свежей крови».
  • Субъективизм.
  • Учет преимущественно целей подразделения, а не организации
  • Требует больше затрат и времени.

Руководитель руководителя

  • Участвует в процессе оценки руководителем или проводит самостоятельно.
  • Используется, когда необходимо сравнивать оцениваемых или если цель - «Определение потенциала»
  • Оценка более стандартизованa, так как позволяет избежать субъективности, связанной в особенностями множества линейных руководителей.
  • Возможность работнику пообщаться с вышестоящим руководством.
  • Требует больше затрат времени

Представитель службы управления персоналом

  • Используется реже, чем предыдущие методы или в сочетании с ними.
  • Используется, если отсутствует непосредственный руководитель, или для компании с матричной структурой. Вариант: при командной работе оценка при окончании проекта (при участии руководителя проекта).
  • Цель - «Деятельность». Идеально при оценке психологической ситуации в коллективе, психологических характеристик,
  • тестировании персонала.
  • Подходит, когда нет другого варианта: например, компания работает, создавая команды под проекты, и каждый сотрудник взаимодействует с разными руководителями и коллегами в процессе работы
  • Очень сильная зависимость от квалификации представителя службы управления персоналом.
  • Представитель службы, особенно в крупной организации, не может быть специалистом по всем производственным вопросам.

Самооценка

  • Сотрудник сам себя оценивает. Используется не в сравнении себя с другими людьми, а в сравнении различных аспектов своей деятельности.
  • Используется редко, чаще является элементом системы.
  • Помогает избежать субъективного отношения оценщиков.
  • Если используется как часть системы, сравнение результатов самооценки и оценки руководителя может стать отправной точкой аттестационного интервью. Если используется «открытый метод», оцениваемому предлагают ознакомиться с оценкой руководителя и при необходимости добавить свои комментарии
  • Самостоятельное применение крайне ограничено из-за возможности переоценки, недооценки и неадекватного восприятия.

 

 

Решение этой проблемы возможно посредством введения следующих процедур:

  • формализацией системы оценки (на уровне процедур и оценки потенциала работника);
  • оценка самого руководителя по результату работы подразделения, которая побуждает руководителя стимулировать карьерный рост сотрудников и поощрять результативность их деятельности.
  • расширение круга субъектов оценки (включая оценку руководителя сотрудниками, внешнюю оценку, в т.ч. населением, представителями Общественных палат и т.д.).

В сфере государственного управления наряду с оценкой непосредственного и вышестоящего руководителя (например, балльной по заданным критериям) может использоваться оценка по горизонтали, причем не только работниками того же подразделения, но и работниками других подразделений, с которыми происходит постоянное взаимодействие.

Самооценка работника и учет разницы между самооценкой и оценкой по вертикали и горизонтали используется не только для оценки самого сотрудника, но и косвенно для оценки управленческих качеств руководителя.

Оценка со стороны потребителей (клиентов, получателей государственных или муниципальных услуг) может быть использована для получения более объективных результатов, например, по таким критериям как качество услуг или этичность поведения служащего. 

Оценка может проводиться на основе экспертных заключений, формализованных параметров и показателей результативности, выражаемых в качественном и количественном измерении, а также других критериев оценки результативности деятельности.

Основное в этом процессе определяется ключевыми факторами для государственной и муниципальной должности, соответствие которым необходимо оценивать в процессе оперативной оценки.

  • Критерии должны быть важными для данной должности, т.е. при несоответствии стандарту работы по выбранному критерию работа не может выполняться на требуемом уровне.
  • Необходимо обладать достаточной информацией для оценки по выбранным критериям, т.е. иметь установленные стандарты работы (как работа должна выполняться), и иметь необходимую информацию, чтобы сопоставить деятельность сотрудников по отношению к принятым стандартам.

Для проверки выбранных критериев важно заполнить следующую анкету. 

Таблица 7 – Анкета оценки по критериям.

Информация о работе Анализ и проектирование системы оценки и аттестации персонала