Анализ качества управления в организации и разработка мер по повышению его эффективности на примере ОАО «МАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Основные цели исследования:
1. Рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности менеджмента организации.
2. Определить основные пути развития личности в процессе трудовой деятельности на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ)............................................................6
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность качества
менеджмента(управления)...............................................................................................6
1.2 Пути и методы анализа эффективности (качества)
менеджмента..............................................................................................11
1.3 Анализ эффективности организационных структур
управления.................................................................................................20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО
"МАЗ"........................................................................................................27
2.1 Общая характеристика предприятия и рассмотрение технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ОАО «МАЗ»………..................................................…………………............27
2.2 Оценка эффективности управления в ОАО «МАЗ»..............……..................................................................................28
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО "МАЗ"........................34
Заключение………………………………………………………….………39
Список использованных источников………………………………………..43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические аспекты изучения качества менеджмента.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА  В ОАО "МАЗ"

 

  Современная система управления (менеджмента) предприятием должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Успех функционирования таких предприятий основывается не только на мастерстве и энтузиазме, но и на способности грамотно осуществлять управление предприятием с помощью созданной организационной структуры управления, форм и методов управления, основанных на стратегии предприимчивости.

Так как в результате оценки эффективности менеджмента в ОАО «МАЗ» были выявлены некоторые недостатки в системе управления, то существует необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности менеджмента.

В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:

1. Создание эффективной информационной системы;

2. Разработка дополнительных мотиваций персонала;

3. Совершенствование организационной структуры управления;

1. Создание эффективной информационной системы

Так как в ОАО «МАЗ» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:

– улучшение информированности  персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;

– обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;

– оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).

К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в ОАО «МАЗ» относятся следующие действия:

  1. Организация выпуска небольших информационных листов (журналов, бюллетеней, многотиражных или стенных газет), содержащих информацию о текущей деятельности предприятия, а также новости о каких-либо изменениях в нем. Для новых сотрудников можно выпускать специальную информационную литературу, которая будет содержать описание истории компании, основных направлений ее деятельности, структуры управления и функций менеджмента.
  2. Создание ящиков для предложений и замечаний для того, чтобы сотрудники могли активно высказывать свои пожелания по совершенствованию работы, услуг, технологии и т.д.
  3. Внедрение метода «открытых дверей». Суть этого метода заключается в том, все сотрудники предприятия могут беспрепятственно общаться с руководителями, открыто высказывая при этом свои идеи, предложения и замечания по поводу любого элемента деятельности организации. Это способствует осознанию сотрудниками своей значимости для руководства, и как следствие, формированию благоприятной, дружеской обстановки в коллективе.
  4. Организация возможности доступа сотрудников предприятия к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанных с деятельностью предприятия в различных областях, для повышения уровня информированности.
  5. Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации .

2. Разработка дополнительных мотиваций персонала

Как было отмечено выше, для сотрудников ОАО «МАЗ» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:

  1. Разработать четкую систему премий и надбавок к заработной плате. Помимо заработной платы на предприятии должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника, например, за сверхурочные часы работы, за перевыполнение производственного плана, повышение квалификации и т.д. Для этого руководству предприятия необходимо разработать «Приложение о премировании», которое будет оформлено как отдельный документ или в качестве дополнения к трудовому договору. В этом документе указываются категории сотрудников, которые будут получать премии, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику и т.д.), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения.
  2. Разработать систему бонусов и дополнительных выплат. Бонусы и дополнительные выплаты могут осуществляться за стаж работы, получение дополнительной квалификации, в качестве компенсации расходов, прямо или косвенно связанных с предприятием и т.д.
  3. Разработать систему подарков. Подарки сотрудникам за какие-либо заслуги или по случаю праздников, а может быть просто так (например, путевка в санаторий на время отпуска) являются отличной мотивацией к эффективной работе, так как работники чувствуют себя значимыми, нужными организации, видят, что руководство заботиться о них.
  4. Создать систему бесплатных обедов и доставки работников вечерней смены автотранспортом предприятия. Данные предложения в значительной степени должны повлиять на результативность деятельности предприятия, так как сотрудники будут стремиться хорошо работать в компании, которая способствует созданию благоприятных и комфортных условий для труда и отдыха .

3. Совершенствование организационной структуры управления

Линейно-функциональная структура управления, которая существует в ОАО «МАЗ» является устаревшей, так как рынок постоянно развивается, предприятие привлекает новых потребителей (многие из которых находятся в разных регионах страны), ищет пути для увеличения номенклатуры выпуска товаров. Поэтому необходимо внести изменения в существующую организационную структуру управления .

Наиболее рациональной на данном этапе развития предприятия будет организационная структура управления, сформированная по региональному принципу (рис. 2, Приложение Г).

Преимущества данной структуры заключаются в том, что все функции предприятия будут ориентированы на определенный регион (рынок); все разрабатываемые программы исследования, продажи и сервиса, контроля за продвижением продукции будут привязаны к местным условиям.

Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий довольно сложно, но социальные преимущества таких мероприятий бесспорны: благодаря созданию информационной системы на предприятии повысится уровень информированности сотрудников, появятся предпосылки для формирования благоприятной психологической обстановки в коллективе, а также для активного развития инновационной деятельности в организации. Будут преодолены психологические барьеры между руководителями и подчиненными, благодаря чему повысится эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.

Разработка системы мотиваций позволит не только повысить эффективность управления и общую результативность деятельности, но и улучшить условия труда и отдыха на предприятии, повысить уверенность каждого отдельного сотрудника в своей значимости для фирмы, создать хорошие взаимоотношения между менеджерами и подчиненными.

Изменение организационной структуры управления по региональному признаку позволит предприятию ориентироваться на постоянно меняющиеся условия рынка, а также определять политику фирмы в зависимости от конкретного рынка и региона, что дает большие маркетинговые преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

В общем виде эффективность менеджмента предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.

В результате исследования критериев и методов оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат на управление и показатели прибыли и рентабельности предприятия. Более достоверная оценка эффективности менеджмента может быть получена только совокупностью различных показателей, учитывающих влияние различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы организации для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности управленческой деятельности.

Были рассмотрены различные пути повышения эффективности менеджмента с учетом всех элементов деятельности предприятия. Они, направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых качеств самого руководителя или на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.

В курсовой работе была проанализирована деятельность ОАО «МАЗ»  за 2010-2012 гг. Предприятие уже много лет занимается выпуском автотехники, имеет сложившийся рынок потребителей, поставщиков, сотрудничает как с российскими, так и иностранными партнерами. Особенность деятельности данной организации заключается в том, что она занимается производством грузовой и пассажирской техники.

В результате анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия было выяснено, что 2011 год характеризуется более высокими показателями, чем 2010 и 2012 года. В 2010 году показатели сильно уменьшились, в том числе величина основных и оборотных средств предприятия, выпуск продукции, а также среднесписочная численность работников. В 2011 году предприятие вновь начало набирать обороты своей деятельности, немного увеличив показатели. Основной проблемой организации является превышение себестоимости продукции над выручкой от ее реализации в течение нескольких лет. Ее необходимо устранить, выработав определенную стратегию безубыточного производства, что требует грамотных менеджерских решений.

Оценка эффективности управления в ОАО «МАЗ» была произведена с учетом экономической и социальной эффективности. Расчет количественных показателей на основе затрат предприятия на управленческую деятельность и прибыльности деятельности показал, что с 2010 по 2012 года наблюдается динамика роста этих показателей, то есть эффективность менеджмента в 2011 году самая высокая.

Также были рассмотрены основные аспекты деятельности предприятия, по которым оценивается социальная эффективность управления. «Слабыми местами» оказались плохая организация коммуникационных связей на предприятии, отсутствие инновационной деятельности, неполная система мотиваций сотрудников, а также устаревшая организационная структура управления.

Среди преимуществ, положительно влияющих на эффективность управления можно отметить профессионализм и квалифицированность менеджеров, хорошую систему подбора персонала, благодаря которой структура штата работников состоит из большого количества высококвалифицированных специалистов.

Комплексный анализ всех показателей ОАО «МАЗ»  показал, что предприятию необходимо повышать эффективность менеджмента.

Мероприятия по усовершенствованию управленческой деятельности в организации и пути повышения эффективности менеджмента были предложены, исходя из выявленных недостатков в системе управления.

Предложение по организации эффективной информационной системы направлено на развитие коммуникаций на предприятии, преодоление психологических барьеров между руководителями и подчиненными, установлению благоприятных, дружеских отношений в коллективе, развитие новаторской деятельности.

Дополнение системы мотиваций экономическими методами стимулирования требует больших финансовых затрат, чем предыдущий способ, но это себя оправдывает, поскольку сотрудники будут стремиться работать эффективнее в компании, где созданы хорошие условия труда и отдыха, где работников ценят и признают их значимость для организации.

Предложение по изменению организационной структуры управления является эффективным для предприятия, так как оно сотрудничает с разными географическими рынками потребителей. Построение по региональному принципу повысит концентрацию внимания руководителей на каждом регионе, что будет способствовать повышению эффективности реализации и продвижения продукции, а также общей результативности деятельности предприятия.

Таким образом, эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Агапцов С.А, "Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия", 2005 - 389 с.
  2. Архипова Н.И.," Организационное управление" - М.: Приор, 2005.
  3. Бледных М., "Жизненный цикл предприятия и его эффективность". -2004.
  4. Борисенко И.Л., "Менеджмент предприятия". - Воронеж. гос. тех. ун-т, 2004.
  5. Вачугова Д.Д., "Курс менеджмента". — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – 512с.
  6. Виханский О. С., "Менеджмент". — М.: Экономистъ, 2003 – 528 с.
  7. Вачугова Д. Д., "Курс менеджмента". — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – 512с.
  8. Гавриленко В.М., "Менеджмент": Конспект лекций– М.: Приор.-издат., 2004. – 160 с.
  9. Григорян А. Ф., "Менеджмент". – М.: ПБОЮЛ, 2002. – 264 с.
  10. Дементьев В.В., "Менеджмент предприятия в системе экономической власти", 2004.
  11. Иванов А.П., "Менеджмент"., 2002. – 440 с.
  12. Кузнецова В.А.,"Социально-психологические аспекты менеджмента"– Орел ГТУ, 2008. – 89 с.
  13. Мескян М.Х.," Основы менеджмента": Пер. с англ. – М.: Дело, 2004. – 720 с.
  14. Максимцов М.М., "Менеджмент". — М.: ЮНИТИ, 1999. — 348с.
  15. Пугачев В.П., "Руководство персоналом организации". — М.: Аспект Пресс, 2003. — 467 с.
  16. Платов О.К., "Разработка и реализация управленческих решений". - М.: Инфра, 2005.
  17. Поршнева А.Г., "Управление организацией". - М.: Инфра, 2005
  18. Пелиха А. С., "Менеджмент".  - М.:ИЦ «МарТ», 2003.  – 384 с.
  19. Румянцев З.П., "Общее управление организацией". Теория и практика. - М.: Инфра, 2005.
  20. Радченко Я.В., "Тенденции развития и оценки структуры управления основного отраслевого звена". - М.: Экономика, 2004.
  21. Румянцев З.П., "Менеджмент организации". - М.: Инфра-М, 2001.- 432 с.
  22. Сафронов Н.А.,"Экономика организации (предприятия)". - М.: Экономистъ, 2004.
  23. Соловьев А.К., "Экономические основы современного менеджмента". - М.: Современная экономика и право, 2005.
  24. Соломатина А.Н., "Экономика и организация деятельности торгового предприятия". - М.: Инфра, 2001.
  25. Шкута А.А., "Практическое мышление менеджера". - М.: Финпресс, 2004.

Информация о работе Анализ качества управления в организации и разработка мер по повышению его эффективности на примере ОАО «МАЗ»