Анализ мотивов подчинения и групповой динамики в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

По нашему мнению важным в данной курсовой работе является рассуждение о мотивах подчинения, и групповой динамики в организациях, так как в наше время эти темы остаются актуальными. Поскольку групповая динамика базируется на некоем общем интересе и может быть связана с достижение общей цели, а цель в организации - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив.
Также и мотивы созданы для достижения цели, исходя из предпочтений руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. МОТИВЫ ПОДЧИНЕНИЯ
1.1 Основные трактовки понятия подчинение и мотива…………………...…..5
1.2 Мотив и стимул ………………………………………………………..…....10
2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Понятие организация и групповая динамика..……………….……………15
2.2 Формальные и неформальные группы………………..…………..……..…19
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
3.1 Мотивирующие стимулы в организации………………………….……….23
3.2 Факторы, влияющие на групповую динамику……………………………..25
4. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ ПОДЧИНЕННЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…40

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 75.92 Кб (Скачать файл)

     - доска почета, где будут висеть  фото всех самых трудолюбивых  и отличившихся сотрудников, также  будет мотивировать и всех  остальных;  

     - еженедельные или ежемесячные  корпоративные вечеринки наверняка  не оставят никого равнодушными;   

     - поручайте своим сотрудникам  делать то, что им по душе. К  примеру, если менеджер по продажам  всегда мечтал о том, что  бы заняться организацией чего-то  важного, но вот по роду своей  деятельности такой работой не  занимался, то начальнику стоит  доверить ему организацию корпоративного  праздника;  

     - собирайте всю самую интересную  информацию о вашей фирме в  СМИ и интернете и вывешивайте  ее на самом видном месте,  где красуются грамоты и прочие  атрибуты гордости.  

     Другими словами, если система мотивации  выстроена грамотно, то это повысит  как уровень лояльности сотрудников, так эффективность их деятельности. 

Создание  новых мотивов

     Профессиональная деятельность человека, как правило, обусловлена его собственными мотивами. Поэтому для достижения наибольшего эффекта совместного сотрудничества следует хорошо понимать его мотивацию хотя бы ради планирования своих дальнейших действий. Но если вы рассчитываете повлиять на своего делового партнера, то сделать это возможно только через изменение его мотивации.

     Формирование  мотивации в жизни человека является непрерывным процессом и в  значительной степени определяется его окружением. Новые поведенческие  мотивы часто возникают под влиянием людей, имеющих определенный авторитет. Они своим примером, своей жизненной  позицией или философией задают человеку новые ориентиры, предлагают новые  ценности. И никто не мешает менеджеру  попытаться использовать свой авторитет  в общении с подчиненным. Если, например, человек приходит в компанию, чтобы заработать денег, то его можно  нацелить на то, чтобы стать лучшим специалистом в своей профессии  в рамках корпорации или, скажем, отрасли. В случае успеха данного управленческого  приема среди персонала компании зарождается состязательность, в  результате подчиненные начинают эффективнее  работать не ради денег, а ради повышения  своего социального статуса.

     Мотивационным вариантом является также создание кумира или провоцирование дополнительных расходов. В первом случае подчиненному предлагают образец для подражания в лице конкретного человека, добившегося  значительных высот в своей профессиональной деятельности. Приманкой здесь выступает  получение звания лучшего работника, но мотивационный механизм отличается от рассмотренного выше: сотрудника подстегивает не соревнование с коллегами, а стремление соответствовать своему идеалу.

     Провоцирование  дополнительных расходов основано на выявлении новых потребностей. Например, менеджер может приобщить своего подчиненного к более высокому уровню потребления, пригласив его пообедать  в дорогом ресторане и отправившись туда на шикарном автомобиле. Контекст такого воздействия содержится в  невысказанной фразе: "Нравится? Если хочешь все это иметь постоянно, то работай больше и лучше!". Суть этой манипуляции заключается в том, что ради прибавки к зарплате в 20 % нередко пахать приходится вдвое больше, что не всегда доходит до сознания подчиненного.

     Постижение мотивации подчиненного всегда удобно начинать с поиска ответа на вопрос: зачем он ходит на работу? Обычно первое, что приходит на ум, - это забота о хлебе насущном. Но деньги практически никогда (для психически здорового человека) не бывают первичным мотивом, а являются лишь средством в получении благ, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Поэтому управлять поведением подчиненного можно несколькими способами: через материальное стимулирование в денежном выражении или непосредственно предложив ему ресурсы счастья, составляющие его потребительскую корзину. 4 
 
 
 
 
 
 
 

2. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Понятие организация  и групповая динамика

     Организация является объектом управления, в котором  люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости  и взаимосвязи.

     Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться  организацией. К ним относятся:

     1.   Наличие, по крайней мере двух  людей, которые считают себя  частью этой группы.

     2. Наличие, по крайней мере одной  цели (желаемого конечного состояния  или результата), которую принимают  как общую все члены данной  группы.

     3.  Наличие членов группы, которые  намеренно работают вместе, чтобы  достичь значимой для всех  цели.

     Соединив  в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация  — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или  целей.

     Для большей точности отметим, что приведенное  выше определение справедливо не просто для организации, а для  формальной организации. Существуют также  неформальные организации, группы, которые  возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с  другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них  нет руководителей, неформальные организации  очень важны.

     Подходы к управлению.

     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

     Подход  с позиций выделения различных  школ в управлении заключает в  себе фактически четыре подхода. Здесь  управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

     Процессный  подход рассматривает управление как  непрерывную серию

взаимосвязанных управленческих функций. В системном  подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимозависимых  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

     Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется ситуацией. Поскольку  существует такое обилие факторов как  в самой организации, так и  в окружающей среде, не существует единого  «лучшего» способа управлять  организацией. Самым эффективным  методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует  данной ситуации.

     Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных  направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.5

     Понятие групповая динамика

     Группа  – это социально устойчивое объединение индивидов, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках определенной организации. В группе на поведение и деятельность одного члена воздействует поведение и деятельность других членов группы. Степень этого воздействия и его формы определяет понятие “Групповая динамика”.

     Групповая динамика – совокупность внутригрупповых  отношений, социально-психологических  процессов и явлений, протекающих  в процессе жизнедеятельности группы. Данное понятие характеризует взаимодействие членов группы, которое базируется на некоем общем интересе и может  быть связано с достижением общей  цели.

     Группы  возникают в организации и  функционируют как обособленные структурные подразделения в  связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные  специализированные функции, требующие  для своего выполнения определенной совокупности людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих определенную профессию и готовых в системе  совместной деятельности выполнять  определенную работу.

     Другой  важной причиной формирования групп  является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач  и предостережения. В группе человеку легче добиться “вознаграждения” в виде признания, похвалы или  же материального поощрения. Объединяясь  в группы, люди чувствуют себя сильнее  и увереннее перед лицом трудностей и препятствий.

     Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе добиться намного проще. Кроме того, группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества.

     Современная практика управления все более и  более подтверждает наличие несомненных  преимуществ у групповой формы  организации труда перед индивидуальной. Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, может порождать синергический эффект, существенно повышающий результативность работы.

     Однако  при несомненном преимуществе перед  другими формами организации  работ, групповая форма может  нести в себе и ряд отрицательных  для организации моментов. Одним  из таких негативных проявлений являются процессы групповой динамики, складывающиеся при условии, что в целом неверно  поставлено управление группой и  неверно организовано ее функционирование в организации. Это выражается в  том, что: в группе складывается тенденция морализации процессов, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих действий в лучшем с моральной точки зрения свете. Во-вторых, группа начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в конфликтных столкновениях, в группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением нежелание слушать и обсуждать другие мнения, в группе развивается единодушие. Люди начинают все более мыслить, как остальные. И если даже у них возникают другие мнения, они не высказываются, считая, что верно общее мнение.

     Группа отказывается рассматривать мнения извне, если они не совпадают с мнением группы.6 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Формальные и неформальные группы

     Формальные  группы – это “узаконенные”  группы обычно выделяются как структурные  подразделения в организации. Они  имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру  ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

     В обиходной речи слово “формальный” имеет негативный оттенок, означающий не заинтересованность в результатах, равнодушное отношение к выполнению должностных обязанностей. И действительно, злоупотребление формальностями ведет  к различного рода бюрократическим  извращениям. Однако формальное имеет  ряд достоинств:

     - делает общим достоянием полученные  знания и, основывающиеся на  них, передовые технологии и  приемы работ;

     - устанавливает единые нормы и  правила для всех, чем исключает  произвол и способствует объективизации  деятельности;

     - обеспечивает “прозрачность” постановки  дела для контроля и гласность  для взаимодействия с общественностью,  что, безусловно, важно для демократизации  управления.

     Таким образом, формальная группа имеет следующие  особенности:

     -  она рациональна, в ее основе  лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной  цели;

     - она безлична, рассчитана на индивидов,  отношения между которыми устанавливаются  по составленной программе.

     В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:

     Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений  таким образом, что каждое из них  находиться между двумя другими  – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым из органов  и подразделений сосредоточено  в одном лице;

     Функциональная  организация, в соответствии с которой, руководство распределяется между  рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ;

     Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.

Информация о работе Анализ мотивов подчинения и групповой динамики в организации