Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения молодежной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Проанализировать отечественный и зарубежный опыт обеспечения молодежной занятости.
Задачи: 1. Сущность понятия молодежной занятости;
2. Виды молодежной занятости;
3. Государственное регулирование молодежной занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Анализ отечественного и зарубежного  опыта обеспечения молодежной занятости

 

 

 

 

Исполнитель: Лебедева Анастасия Сергеевна  студентка группы 0161

Код специальности: 080507.65

Научный руководитель: Бережная Е.В.

ассистент кафедры

Зав. кафедрой: Шкляева Н.А.

к.и.н., доцент

Допуск к защите «___» ______________ 2012 г.

Оценка_______________

 

 

Сургут 2012

Цель: Проанализировать отечественный и зарубежный опыт обеспечения молодежной занятости.

Задачи: 1. Сущность понятия молодежной занятости;

                2. Виды молодежной занятости;

                3. Государственное регулирование  молодежной занятости.

Объект: Опыт молодежной занятости.

Предмет: Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения молодежной занятости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Будущее любой страны находится  в руках современных юношей и  девушек. Поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства  и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.

Необходимость анализа положения  молодежи на рынке труда обусловливается  двумя важными обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения, во-вторых, что самое главное, они  – будущее, и от стартовых условий  их деятельности зависит последующее  развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические  и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в  России. Несмотря на актуальность перечисленных  проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах  массовой информации, правительственных  документах.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает  предпосылки роста безработицы  среди выпускников учреждений профессионального  образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное  заведение, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим образованием.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. В современных  условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и  наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий  и исследований.

«Молодежь – часть гражданского общества от рождения. И если она  просто активизирует свое участие в  его деятельности, это будет уже  мощным стимулом развития всего общества и демократизации государства.

Свободная деятельность молодежи – путь к гражданскому обществу, одновременно это и путь к подлинно демократическому государству, которое  может и хочет получить разнообразие молодежных организаций в рамках правого поля. В конечном счете, доктрина должна способствовать разнообразию программ социального действия молодежных организаций  и групп в рамках законов России». [1]

 

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ И БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ

    1. Понятие занятости

Для осуществления эффективности государственной политики обеспечения занятости населения РФ необходимо четко определить понятие занятости, а так же категории граждан, называемых занятыми.

Закон РФ «О занятости населения  Российской Федерации» (далее –  Закон) определяет занятость как  деятельность граждан связанную  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому  законодательству и приносящую, как  правило, им заработок, трудовой доход. Деятельность граждан, т.е совершение определенных активных действий. К примеру, гражданин осуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функции на основании заключенного трудового договора.

Нельзя рассматривать  отношения занятости в качестве предпосылки начала трудовой деятельности. Занятость – это длящееся отношение, которое характеризует состояние определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении и т.п.) и не может прерываться моментом устройства на работу, поступления в институт и др.

Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий «занятость»  и «деятельность», высказанное в  литературе. В сфере общественного  и индивидуального производства возможен один вид деятельности –  труд. Поэтому, определяя занятость  как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость  в отличие от труда – это  не деятельность, а общественные отношения  между людьми, прежде всего экономические  и правовые, по поводу включения  работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения  не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие «занятость» и «деятельность» нет никаких оснований.

Вступая в трудовые отношения, занимаясь предпринимательством, обучаясь в учебном заведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно, в течение суток, недели, месяца какую-либо деятельность. Поэтому в некоторых  случаях и не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все равно признается занятым, например, работник, находящийся в ежегодном оплачиваемом отпуске.

    1. Основные проблемы молодежной занятости

Социально-экономические  реформы в РФ обусловили трансформацию  прежней экономической системы. Произошли изменения в сфере  труда и занятости населения. Появление комплекса рыночных отношений  в сфере занятости ужесточило условия выхода трудоспособного  населения на рынок труда и  в то же время обусловило выделение  человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта  долгосрочных инвестиций.

Молодежь - наиболее перспективная  группа в составе трудоспособного  населения, так как ей присуща  энергичность, высокая работоспособность, быстрая обучаемость, высокие физические показатели. Через 10-20 лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять как направление развития отношений занятости, так и системы экономических отношений в целом. Обеспечение достойного уровня существования молодежи посредством эффективной занятости, поддержки молодых семей и долгосрочных вложений в человеческий капитал позволит стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический кризис. Успешный старт на рынке труда - ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи – самой экономически активной части общества.

При этом рыночные условия  найма остаются тяжелыми для молодых  работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта  и требуемой квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и  имеет тенденцию к ухудшению.

В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма  обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает  предпосылки роста безработицы  среди выпускников учреждений профессионального  образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебные  заведения, вынуждена получать статус безработного. Средняя среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим образованием.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, оказывающую  наиболее прямое и сильное воздействие  на каждого человека. В современных  условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и  наносит серьезную психологическую  травму.

Уже четвертый год в  России количество поступивших в  вузы превышает число выпускников  средних школ. Образование на рынке  – это такой же товар, услуга. И вузовский диплом – всего  лишь сертификат качества этого товара.

В России при поиске работы средний балл диплома давно не учитывается. Главную роль играют другие факторы. До сих пор одинаково  хорошо (или плохо) устраиваются люди без диплома и люди с дипломом. Работодатели все еще клюют на «марку» вуза. Но мифы устаревают, рынок  всегда бежит впереди наших стереотипов. Бизнесменам нужны подготовленные кадры и поэтому необходимы более  объективные системы оценок.

Самая большая безработица  наблюдается в возрасте до 20 лет. В службы занятости обращаются только 6% выпускников вузов.[2]

Установлено, что каждое последующее поколение молодежи по своим демографическим характеристикам  хуже предыдущего. Это, прежде всего, выражается в сокращении числа молодых людей, что ведет к старению общества и снижению роли молодежи как социального  ресурса города. Если на 01.01.93 г. число  молодых людей составило 82,7 тыс. человек, то за 7 лет – численность  молодежи сократилась на 9,5 тыс. человек. Однако с 1996 г. наблюдается тенденция  ее роста, что обусловлено вхождением в молодежный возраст многочисленной группы 17, 18, 19-летних, рожденных в  период начала 80-х – общего подъема  рождаемости, а так же увеличением  доли 25-30-летних, обусловленным переходом  в данную группу 20-24-летних молодых  людей.

 

    1.  Решение проблемы занятости молодежи в России

Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди  молодежи.

Трудоустройство молодежи, их адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности по-прежнему являются одними из важных задач, решение которых  позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики  страны.

Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет  и реализация программы «Организация временного трудоустройства безработных  граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые», позволяют приобщить учащихся и  молодых специалистов к труду, получить профессиональные навыки, приобрести опыт корпоративного взаимодействия, а работодателям – осуществить  профессиональный отбор специалистов и обеспечить выполнение целей и задач кадровой политики организации.

Проводимые мероприятия  являются важным профилактическим и  воспитательным средством борьбы с  детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка.[3]

Федеральная служба по труду  и занятости и Координационный  совет объединений работодателей  России обращаются к работодателям, объединениям и советам работодателей  с предложением принять участие  в организации временной занятости  подростков с оплатой труда в  соответствии с трудовым законодательством  РФ, трудоустройстве выпускников  профессиональных учебных заведений, стимулировании деятельности по наставничеству, развитии трудовых ресурсов.

Например, Тольяттинский  городской центр занятости населения  приглашает к сотрудничеству предприятия, желающие трудоустроить учащуюся молодежь от 14 до 18 лет и выпускников начального и среднего профессионального образования  от 18 до 20 лет.[4]

 

    1.  Программы поддержки молодежи

Активная молодежная политика – забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь – это и есть будущее, образ  завтрашнего дня страны. Великий  интерес и внимание к молодежной проблематике и в России. Вместе с тем, в нашей стране почти  нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных  на проведение своей молодежной политики. Вследствие такого положения, а так  же традиций, роль государства в  реализации молодежной политики объективно доминирует, как на федеральном, так  и на региональном уровне.

Информация о работе Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения молодежной занятости