Нормативно-правовая база оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Содержание

Введение …………………………………………………………………. …….2

Глава 1 сущность заработной платы и ее функции ……………………... …..4

1.1 Понятие заработной платы ………………………………………………...4

1.2.Функции заработной платы ………………………………………………. 6

Глава 2 Нормативно-правовая база оплаты труда ………………………..… 10

2.1. Правовые основы организации оплаты труда в

Российской Федерации…………………………………………………….….. 10

2.2 Связь заработной с прожиточным минимумом ……………………….... 14

Заключение ………………………………………………………………...….. 24

Список использованной литературы ………………..……………………….. 26

Вложенные файлы: 1 файл

труд заработная плата.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Статья 1 КЗоТ РФ формирует задачи этого  документа: "Кодекс законов о труде РФ регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека".

Кодекс  законов о труде призван устанавливать  уровень условий труда и всемерную  охрану трудовых прав работников.

В состав КЗоТ РФ на 1 ноября 2003 г. входят:

Глава I. Общие положения (статьи 1-5).

Излагает права и обязанности работников (ст.2), содержит описание основных принципов регулирования труда в колхозных и кооперативных организациях (ст.3), законодательства о труде (ст.4) и ст.5 — о недействительности условий договоров о труде, ухудшающих положение работников.

Глава II. Коллективный договор (ст.7).

Глава III. Трудовой договор (контракт) (ст.15-40)..

Глава IV. Рабочее время (ст.41-56).

Глава V. Время отдыха (ст.57-76).

Глава VI. ЗП (ст.77-100).

В этой главе постатейно описаны все  возможные варианты учета и оплаты труда в различных экономических системах, на предприятиях любой формы собственности от приема на работу до увольнения. В этой редакции КЗоТа в Главе VI введены новые статьи. Это 81-1 "Индексация оплаты труда" и статья 85-1 "Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда" — они также отражают те новые явления, которые происходят сейчас в экономике.

Глава VII. Нормы труда и сдельные расценки (ст.102-108).

Здесь дано определение базового понятия "Нормы труда" и подробно по статьям описан порядок введения, пересмотра этих норм, определения расценок при сдельной оплате труда и т.п.

Глава VIII. Гарантии и компенсации (ст.110-126).

Сюда  включены описания всех видов гарантий в случаях, когда работник не выполняет  непосредственно трудовые обязанности, но имеет право на оплату затраченного времени (выполнение государственных и общественных обязанностей, донорство, переезд по служебной надобности в другую местность), а также определены компенсации как со стороны предприятия в пользу работников, так и со стороны работника в пользу предприятия.

пользу  работников, так и со стороны работника  в пользу предприятия.

Статья 121 "Случаи полной материальной ответственности" дополнена статьями 121-1, 121-2 и 121-3. Все  они касаются определения материальной ответственности работников и определения размеров ущерба. Здесь на государственном уровне определяются льготы в области труда для некоторых категорий работников, в частности, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также особенности регулирования труда в отдельных отраслях народного хозяйства и при сезонных работах.

Статьей 254 оговорены дополнительные основания  для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях. Отдельно рассмотрен принцип материальной ответственности работников в случаях, когда фактический размер материального ущерба превышает его номинальный размер. Таковы в общих чертах состав и содержание КЗоТ РФ. Он четко формулирует все основные положения о труде и является основным документом по правовому регулированию труда в нашей стране. Но одним КЗоТом трудовое законодательство в нашей стране не ограничивается — в дополнение и расширение к Кодексу Законов о Труде существует целый перечень документов, касающихся организации и оплаты труда. По характеру их можно разделить на правовые и экономические. К числу правовых можно отнести и те статьи Гражданского Кодекса РФ, которые также касаются труда. Вообще Гражданский Кодекс характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом, и предприятиями и гражданами. К важным экономическим документам нужно отнести "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (утвержденное постановлением правительства РФ от 05.08.1992 г. № 552 (с изменениями и дополнениями №1672 от 31.12.97, №509 от 27.05.98 г., от 11.03.1997 г. №273) в части расходов по оплате труда), Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 г. №1998-1, с изменениями и дополнениями от 25.11.99 №207-ФЗ, Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ» №134-ФЗ (от 24.10.97) и многое другое.

.

2.2 Связь заработной  с прожиточным  минимумом

10.10.1997 года был принят Государственной  Думой, а 15.10.1997 г. одобрен Советом Федераций закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» №134-ФЗ от 24.10.97 г.. Этот закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ.

статья   1.   Основные   понятия,   используемые   в настоящем

   Федеральном законе. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных  товаров  и услуг,  необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; прожиточный   минимум   - стоимостная  оценка  потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; семья - лица,  связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство; основные   социально   - демографические  группы  населения  -трудоспособное население, пенсионеры, дети.

    
 

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

   1.   Прожиточный   минимум в целом по  Российской  Федерации

   предназначается для: оценки   уровня   жизни  населения  Российской  Федерации  при разработке   и реализации   социальной   политики   и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости,  а также   для  определения  размеров  стипендий,   пособий  и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

  2.   Прожиточный   минимум в субъектах Российской  Федерации предназначается для: оценки   уровня   жизни  населения  соответствующего  субъекта Российской  Федерации  при  разработке  и реализации  региональных социальных программ; оказания   необходимой   государственной   социальной   помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

   Статья  3.  Определение  потребительской  корзины,  порядок ее

   установления

   1.   Потребительская   корзина   для   основных   социально  -демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций,  разрабатываемых с участием   общероссийских   объединений  профсоюзов,   в  порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

  2. Указанные    методические    рекомендации   утверждаются Правительством Российской Федерации.

  3.  Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

  4.  В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается   законодательными   (представительными)  органами субъектов    Российской   Федерации   по   представлению   органов исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с учетом природно - климатических условий,  национальных традиций и местных особенностей  потребления  продуктов питания,  непродовольственных товаров  и услуг  основными  социально - демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

  Статья  4.  Величина  прожиточного минимума,  периодичность ее

   исчисления и порядок  установления

  

   1.  Величина  прожиточного  минимума  на  душу  населения и по основным  социально - демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и  в  субъектах   Российской   Федерации определяется  ежеквартально. На основании потребительской корзины и данных   Государственного   комитета   Российской   Федерации   по статистике  об  уровне  потребительских  цен  на продукты питания, непродовольственные  товары  и услуги  и расходов  по обязательным платежам и сборам.

    2.  Величина  прожиточного  минимума  на  душу  населения и по основным  социально - демографическим группам населения в целом по

Российской Федерации устанавливается Правительством  Российской Федерации,    в   субъектах   Российской   Федерации   -  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  

  Статья 5. Учет величины прожиточного минимума при установлении

  

минимального  размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости,  а  также при определении размеров стипендий,  пособий и других социальных выплат гражданам Российской Федерации

  

     

1.  Величина  прожиточного  минимума,  определяемая  в целом по  Российской   Федерации,    является   основой   для   установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по

старости,  а  также для определения размеров стипендий,  пособий и других социальных выплат.

2. Минимальный  размер оплаты труда и минимальный  размер пенсии по старости  в Российской Федерации поэтапно  повышаются до величины прожиточного  минимума.  Соотношение  между  минимальным  размером оплаты труда,  минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного  минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

  

  Статья  6.  Учет  величины  прожиточного минимума при оказании

   государственной социальной помощи  гражданам в субъектах Российской

   Федерации

    1.  Семья (одиноко проживающий  гражданин), среднедушевой доход  которой  (доход  которого)  ниже  величины  прожиточного  минимума, установленного  в соответствующем  субъекте  Российской Федерации, считается  малоимущей  (малоимущим)  и имеет  право  на  получение государственной социальной помощи.

   2. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи    малоимущим    семьям   (гражданам)   устанавливаются   в соответствии    с   законодательством   Российской   Федерации   и законодательством субъектов Российской Федерации.

  

 Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума

    Сведения   о  прожиточном   минимуме  на  душу  населения  и по основным  социально - демографическим группам населения в целом по Российской    Федерации   и  в  субъектах   Российской   Федерации публикуются  ежеквартально  в официальных  изданиях  Правительства

   Российской Федерации и официальных изданиях органов исполнительной

   власти субъектов Российской  Федерации.

  

  Статья 8. Вступление  в силу настоящего  Федерального закона

   Настоящий   Федеральный   закон   вступила  в силу  1  января 1998 года.  

Так же уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. Исследователи отмечали, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным Госкомстата, к концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.). Академик Д. Львов приводил данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 году составляла 598 рублей в месяц, а в 1998 году — только 198 рублей, то есть произошло ее снижение в 3 раза. Наибольшее падение реальной заработной платы произошло в 1995 и 1998 гг. Согласно данным Госкомстата, на конец июля 1997 года объём задолженности по выплате заработной платы, за который ответственно государство, составлял 11,4 трлн руб. В эту цифру не были включены данные по задолженности военным и некоторым другим категориям работников, и их включение повышало размер задолженности примерно до 20 трлн руб. Общая задолженность по зарплате на начало 1997 года (согласно данным Госкомстата) составила примерно 50 трлн руб. В 2000-х годах произошло значительное увеличение реальных доходов населения, а также снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 13 % в 2009).

Информация о работе Нормативно-правовая база оплаты труда