Борьба с эпидемиями в западной Европе в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 23:41, реферат

Краткое описание

Наибольшую известность получили эпидемии, распространявшиеся в средневековой Европе (чума, оспа), вошедшие в историю как «чёрная смерть».
В работе будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Характеристика эпидемий в средневековой Европе и их причин, в том числе не только медицинских, но и экономических и политических (так, например, объявление 1350 года «юбилейным» было осуществлено исключительно в интересах доходов папской казны и способствовало распространению эпидемий паломниками);
2. Анализ организации медицины и противоэпидемических мероприятий в средневековой Европе. Особое внимание будет уделено вкладу в теорию эпидемий, сделанному представителем медицинской науки позднего Средневековья Джироламо Фракасторо.

Содержание

Введение 3
1. Эпидемии в средневековой Европе 5
2. Организация медицины в средневековой Европе 14
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Уже в древности римская колония Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим целебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточению здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прообраз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Западной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который был составлен в XI веке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.

Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в - он стал центром передовой медицины.

Для борьбы с широко распространенной в средние века «проказой» были выработаны специальные меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для сигнализации издалека во избежание соприкосновения с ними здоровых. У городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на «проказу».

Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некоторых общесанитарных мероприятий - в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой. К числу древнейших в средневековой Европе санитарных сооружений относятся водопроводы древнерусских городов.

Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные разряды.  
Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари.

Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома. 
Городские врачи заведовали больницами, свидетельствовали в суде (о причинах смерти, увечий и т.п.) 
(Е.Бергер). Во время эпидемий населению оказывали помощь специальные "чумные врачи".

Появление в городах Чумных докторов означало приход Черной Смерти – чумы. Они же следили за соблюдением строгой изоляции районов, пораженных эпидемией. Чумные врачи носили особую одежду: длинный и широкий плащ и специальный головной убор, закрывавший лицо. Эта маска должна была предохранять врача от вдыхания "зараженного воздуха".  
Считалось, что маска с клювом, придававшая врачам вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Однако этим функции клюва не ограничивались.

Клюв защищал врача от «болезнетворного запаха». Клюв или его кончик наполнялись сильнопахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного аромата.

Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными.

Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы – блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.Поскольку во время эпидемий "чумные врачи" имели длительные контакты с инфекционными больными, то и в другое время они считались опасными для окружающих, и их общение с населением было ограничено.

Вслед за первыми больницами на Востоке - Кесарии и др. возникли стационары и в Западной Европе. К числу первых больниц, точнее, богаделен, на Западе принадлежали Лионский и Парижский «Отель Дье» - дом Божий (они были заложены: первый - в VI веке, второй - в VII веке), затем больница Варфоломея в Лондоне (XII век) и др. Чаще всего больницы устраивали при монастырях.

Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. Врачебная помощь населению наряду с миссионерской и военной деятельностью монахов входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов. Орудием католической экспансии наряду с крестом и мечом служили целебные травы. Монахам предписывалось оказывать врачебную помощь населению. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормозили развитие научной медицины.

Лишь в эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо (1478-1553). Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни - сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Заразой (контагием) Фракасторо считал поражение, переходящее от одного к другому.

Свои взгляды Фракасторо изложил в ряде сочинений, из которых основным является опубликованное в 1546 г. «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». В своих трудах Фракасторо обнаружил большую клиническую наблюдательность, дал точные описания нескольких заразных заболеваний, показал, что широко принятая в те времена болезненная форма «чумная лихорадка» (febris pestica) представляет собой две различные болезни (чума и сыпной тиф, лихорадка с чечевицей, лихорадка с укольчиками), установил различия между lepra graecorura Слоновость) и lepra araborum (проказа), показал, что широко распространенный тогда сифилис является особой болезнью, а не измененной формой проказы или сапа, как тогда считали многие.

Фракасторо разделял догадку о мельчайших невидимых началах заразных болезней, передающихся от больного человека к здоровому, им признавал, что контагий (источник заразы) телесен, материален, что зараза представляет собой невидимые, «недоступные нашим чувствам частицы», которые Фракасторо называл семенами заразы. Фракасторо утверждал, что контагии бывают трех родов: «Одни поражают только через соприкосновение, другие, кроме того, оставляют еще очаг и являются контагиозными через последний. Некоторые же контагии распространяются не только через соприкосновение или посредством одного лишь очага, но еще и на расстоянии». Очагами Фракасторо называл одежду, деревянные и другие предметы, которые сами по себе остаются неиспорченными, но способны сохранять первичные семена контагия и поражают при помощи последних. Из учения об «очаге» в его понимании Фракасторо сделал вывод о необходимости уничтожения зараженных вещей и о возможности дезинфекции их особыми порошками.

Труд Фракасторо приблизился к научной эпидемиологии. Он завершил развитие представлений о заразных болезнях к концу средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В эпоху феодализма зачатки личной и общественной профилактики древнего мира были утрачены.

Постоянные эпидемии и особенно пандемия чумы в XIV веке, оставшаяся в памяти всех народов под названием «черной смерти», побуждали врачей к разработке профилактических мероприятий.

В 1374 г. впервые в Венеции был применен карантин. Появилось запрещение прокаженным посещать церкви, пекарни, мельницы, пользоваться колодцами. К этому же времени относится появление в Европе больниц и убежищ для прокаженных. В следующем столетии Фракасторо (1478-1553) обосновал учение о контагии и указал на опасность больного для окружающих. Многие эти мероприятия были применены на практике в XVI веке, например, во время эпидемии оспы в Провансе.

Уже в XI веке признавались необходимыми изоляция больных, захоронение на специальных кладбищах трупов умерших от повальных болезней. С 1352 г. на дорогах во время чумных эпидемий стали зажигать костры.

Указанная мера явилась своеобразной предшественницей карантина. Внутренний карантин начали применять приблизительно в 1510-1519 гг. Во время него строго запрещалось посещать больных и отпевать умерших. Дом в случае смерти жителей опечатывали, а около домов, в которых имелись заболевшие, выставляли посты.

Начиная с XVI века уделялось большое внимание получению сведений о распространении инфекционных болезней в сопредельных странах. В летописях имеются также указания на дезинфекционные мероприятия.

Одни ученые связывали эпидемии с землетрясениями, которые, как утверждал немецкий историк медицины Г. Гезер, "во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней".  

По мнению других (и их было большинство), эпидемии вызываются "миазмами" — "заразными испарениями", которые "порождаются тем гниением, которое совершается под землей" и выносится, на поверхность при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемий направляется особым положением звезд, поэтому иногда в поисках астрологически более благоприятного места люди покидали пораженные города, что в любом случае уменьшало опасность их заражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Ганин, В.С. Война с «чёрной смертью»: от обороны к наступлению. //Наука и жизнь» №7, 2006. Найтхард Бульст. Почитание святых во время чумы (Позднее Средневековье) //Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000, с. 152--185

2. Даниэл М. Тайные тропы носителей  смерти. -- М. Прогресс, 1990 - 400 с.

3. Казанцев А.П., Матковский В.С. Справочник по инфекционным болезням. - М.: Медицина, 2005. - 400 с.

4. Сунцов В.В., Сунцова Н.И. Чума. Происхождение и эволюция эпизоотической системы (экологические, географические и социальные аспекты). М.: Изд-во КМК, 2006. -- 247 с.

5. Супотницкий М.В., Супотницкая  Н.С. Очерки истории чумы: В 2-х  кн. М.: Вузовская книга, 2006.

 

 


 



Информация о работе Борьба с эпидемиями в западной Европе в средние века