Великие отечественные психологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:30, реферат

Краткое описание

Родина:Владикавказ (Российская Империя)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р. И. Черановского.

Вложенные файлы: 1 файл

Автобиографическая картотека.docx

— 426.72 Кб (Скачать файл)

_________________________ 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обухова Людмила Филипповна

 Людмила Филипповна Обухова - доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (с 1999 г.).

Действительный член Российской Академии Естественных Наук (с 1996 г.), член Международного общества культурно-деятельностных исследований. Работала экспертом ЮНЕСКО по проблеме «Маленький ребенок и семья» (с 1988 по 1990 гг.)[1].

1955—1960 г. — училась на философском  факультете МГУ им. Ломоносова.

1960 г. — старший лаборант философского  факультета МГУ им. Ломоносова, позднее — младший научный сотрудник.

1970-е гг. — курировала группу  слепоглухих студентов, обучавшихся  в МГУ. В этой работе ей большую  поддержку оказывали главный  учитель и воспитатель этой  группы психолог А.И. Мещеряков и философы Э.В. Ильенков и Ф.Г. Михайлов.

1972 г. — защитила кандидатскую  диссертацию на тему «Формирование  элементов научного мышления  у ребенка» под руководством П.Я. Гальперина.

1996 г. — защитила докторскую  диссертацию на тему «Пути  научного изучения психики ребенка  в XX веке».

Научная деятельность.

В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л.Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования - естественно-научную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития[2].

Л.Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальному опровержению ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П.Я. ГальперинаЛ.Ф. Обухова принимала участие во многих исследованиях, посвященных изучению умственного развития детей, влиянию семейных отношений на развитие ребенка. Участвовала в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ. В составе научного коллектива центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца» она участвовала в разработке программы дошкольного образования «Истоки», направленной на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода[3].

Людмила Филипповна не только ученый и педагог, но и прекрасный пропагандист и организатор науки. По ее инициативе, при ее поддержке и участии начиналась и развивается педагогическая и научно-исследовательская работа во многих университетах и педагогических институтах РФ (Архангельск, Нижний Новгород [4], Сургут, Самара, Дубна[5] и др.). Она - почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова (г. Архангельск)[6].

В настоящее время Л.Ф. Обухова реализует проект «Конференция «На пороге взросления» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 11-06-14057г.). В 2009 - 2011 гг. прошли три всероссийские научно-практические конференции, посвященные самым современным тенденциям развития детей и подростков, живущих в разных социокультурных условиях[7].

Преподавательская деятельность

Людмила Филипповна читает в МГППУ курсы «Возрастная психология», спецкурсы «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов», «Теория Ж.Пиаже», «Актуальные проблемы современной психологии развития», «Основы общей (генетической) психологии», «Теория П.Я.Гальперина»; в МГУ преподает общий курс «Возрастная психология», спецкурс «Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов» .Также Л.Ф. Обухова является руководителем международной магистерской программы «Психология развития» в МГППУ.Под руководством Обуховой Л.Ф. успешно защищено более 30-ти кандидатских диссертаций. Людмила Филипповна — автор фундаментального учебника «Возрастная психология», ставшего уже классическим, по нему учатся многие студенты не только в России, но и в ближнем зарубежье. C 1994 г. учебник выдержал несколько переизданий, новейшее на сегодняшний день: Л.Ф. Обухова«Возрастная психология». - М., Юрайт, 2011. Для сохранения научно-педагогической значимости учебника, в первоначальный текст были внесены существенные изменения и дополнения. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ВПО третьего поколения.

Издательская деятельность

Л.Ф. Обухова является членом редколлегий журналов:

«Вестник Московского университета. Серия «Психология»

«Психологическая наука и образование»[8]

«Культурно-историческая психология» [9]

Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

Основные публикации

Л.Ф. Обуховой опубликовано более 70 научных работ, включая статьи на немецком, английском, французском языках.

Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Обухова Л.Ф. Современная американская психология развития. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 128 с.

Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. - М.: МГУ, 1994.

Обухова Л.Ф. Развитие творческого мышления дошкольника. - М., 1995.

Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.

Парамонова Л.А., Новоселова С.Л., Тарасова К.В., Обухова Л.Ф. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. - М., 1995.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998.

Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М.: Правительство Москвы, Департамент образования, 1999.

Обухова Л.Ф. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М.: Гардарики, 2001.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2004.

Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Давидчук А.Н., Обухова Л.Ф. и др. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004.

Обухова Л.Ф. «Детская возрастная психология» (Учебно-методический комплекс: учебник, сборник задач, хрестоматия). - М.: МГППУ, 2004.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.

 

 

 

 

Петровский Артур Владимирович 

Годы жизни:1924 - 2006

Родина:Севастополь (СССР)

Артур Владимирович Петровский родился 14 мая 1924 г. в Севастополе.  
Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушел на фронт.  
После демобилизации Петровский, проработав некоторое время на военном заводе, поступил в ремесленное училище.  
Следующим этапом его образования была школа рабочей молодежи, где молодой Петровский увлекся филологией и по окончании школы поступил на филологический факультет Московского городского пединститута им В.П. Потемкина, а затем - в аспирантуру.  
Тема его кандидатской диссертации сочетала в себе аспекты двух наук: филологии и психологии, которой Петровский к тому времени увлекся, и в 1950 г. состоялась защита его первого научного труда Психологические воззрения А.Н. Радищева. .  
Параллельно Петровский занимается изучением истории психологии; эта тема в течение всей жизни будет интересовать его, поэтому неслучайно его докторская диссертация, защищенная в 1965 г., носила название Пути формирования основ советской психологии.  
Исследуя историю развития психологической мысли в России, Петровский впервые ставит вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, столь популярной в начале нашего века, а также психотехники, рефлексологии, реактологии и трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др.В 1966 г. происходит значительное событие в карьере Петровского: он получает звание профессора и становится заведующим кафедрой психологии МГПИ. В 1967 г. выходит книга Петровского История советской психологии. В 1968 г. он становится членом-корреспондентом АЛН СССР, затем - академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии и с 1971 г. - действительным членом АПН СССР. Параллельно он работает в редколлегиях журналов Вопросы психологии и Вестник МГУ.В 1972 г. Петровский уходит из МГПИ и становится руководителем лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР.  
Первое - это уже известное нам историко-психологическое направление, корни которого уходят в 60-е гг. XX в. Исследования в этой области продолжаются Петровским и его последователями по настоящее время.  
За этот период были изданы следующие книги А.В. Петровского: Вопросы истории и теории психологии (1984), История психологии (1994, в соавторстве с М.Г. Ярошевским), Вопросы истории и теории психологии (1984), История и теория психологии (1996, в соавторстве с И.Г. Ярошевским), Основы теоретической психологии (1997, в соавторстве с И.Г. Ярошевским).  
Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, разработанная А.В. Петровским, точнее ее стратометрическая концепция легла в основу этого направления.  
Эта концепция позволяет дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей.  
На этой основе Петровский предложил возрастную периодизацию, суть которой заключается в том, что для каждой развивающейся индивидуальности путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе.  
Концепцию ведущей деятельности Петровский с этих позиций подверг критической переоценке.

В общей теории межличностных отношений Петровский, исследуя факторы, определяющие для субъекта значимость другого человека, предложил трехфакторную модель значимого другого.  
В качестве базиса для этой модели Петровский рассматривает властные полномочия, аттракцию (привлекательность) и референтность (авторитетность).  
Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого.В начале 1980-х Петровский разрабатывает концепцию персонализации, которая составляет теоретическую основу исследований лаборатории в области проблем развивающейся личности. На базе вышеизложенных концепций были созданы следующие труды: коллективная монография - Психологическая теория коллектива (1979) и книги Петровского Личность, деятельность, коллектив (1982), Популярные беседы о психологии (1981), Психология развивающейся личности (1987) и ряд других. Основные данные, полученные в исследованиях, вошли в содержание учебников и учебных пособий, выходивших под редакцией Петровского: Общая психология (1970), Возрастная и педагогическая психология (1973), Социальная психология коллектива (1978), Социальная психология (1987), Введение в психологию (1995).  
В 1976 г. Петровский получает звание вице-президента АПН СССР, а с 1978 по 1985 г. этот удивительно работоспособный человек, не прекращая управление лабораторией, становится также руководителем кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ.Но все же главным его увлечением была лаборатория психологии личности, он отдавал ей большую часть своего времени и сил.  
Петровский создает ее, как художник пишет картину, тщательно отбирая сотрудников.  
В начале 1990-х гг. лаборатория подвергается существенному сокращению и в 1993 г. преобразуется в группу психологии личности, которая в январе 1999 г. снова получает статус лаборатории, но, изменив профиль научных исследований, называется теперь лабораторией теории и истории психологии.  
Таким образом, Петровскому фактически удалось построить систему психологических теорий, каждая из которых базируется на одной из категорий, входящих в общую категориальную систему.

В конце 1990-х гг. Петровский и его ученики разрабатывают также особую область историко- психологического исследования - политическую историю психологии.  
Предметом изучения здесь является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах.  
Самостоятельным направлением в работе лаборатории теории и истории психологии стали исследования Л.А. Карпенко, посвященные проблемам анализа понятий многочисленных направлений психологии и междисциплинарным взаимосвязям.  
Одновременно с исследовательским трудом сотрудники лаборатории работают над словарно-справочными изданиями по психологии, которые выпускаются с 1983 г.  
За этот период изданы под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского при составительстве Л.А. Карпенко следующие справочные издания: Краткий психологический словарь (1985); Психология. Словарь (1990).  
Ведется работа над созданием Психологической энциклопедии и серии справочных изданий Лексикон, представляющих собой серию из восьми словарей, составленных по тематическому принципу.  
На протяжении почти 30 лет исследований, проводящихся сотрудниками лаборатории под руководством А.В. Петровского, состоялись защиты 63 докторских и кандидатских диссертаций.  
Петровский явился редактором и соавтором ряда учебников по общей, социальной, возрастной, педагогической и теоретической психологии.  
Совместно с М.Г. Ярошевским этот ученый разработал многоуровневую систему психологической подготовки в вузах, за что в 1997 г. был награжден премией Правительства РФ в области образования.  
Он был консультантом таких известных фильмов, как Семь шагов за горизонт, Я и другие, Чучело.  
За время своей научной деятельности он опубликовал свыше 1500 статей, учебников, учебных пособий, монографий, справочных изданий, многие из которых были переведены на иностранные языки, и все это плоды деятельности великого российского ученого Артура Владимировича Петровского. 

 

Рубинштейн Сергей Леонидович

 

Годы жизни:1889 - 1960

Родина:Одесса (Российская Империя)

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.  
 
Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией.  
 
Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.  
В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во мноюм благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. — еще и курс «Введение в философию».  
 
После смерти Ланге С.Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.  
 
В 1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.  
 
В течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. — в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве.  
 
С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».  
 
В 1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю.  
 
Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности.  
 
Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально.  
 
В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.  
 
В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.  
 
В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым.  
 
До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.  
 
В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР.  
 
В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948—1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.  
 
Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г.  
 
Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе «Человек и мир» Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах.  
 

Информация о работе Великие отечественные психологи