Вербальное и невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:27, контрольная работа

Краткое описание

Потребность во взаимодействии и общении является одной из основных социальных потребностей, на ее основе возникает общественная, познавательная и иная активность людей. Назначение ее состоит еще и в том, чтобы поддерживать и регулировать их связи с ближайшим окружением социальной среды. В процессе взаимодействия и общения людей возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы симпатий и антипатий и другие межличностные отношения в малой группе первичный компонент ее психологии.

Содержание

Введение 3
1. Понятие об общении 5
2. Вербальное общение 9
3. Невербальное общение 13
Заключение 19
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

Вербальное и невербальное общение.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Невербальные знаки  могут соответствовать или не соответствовать словам человека, которые они сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться нужно на невербальные знаки, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Кроме соответствия между  словами и телодвижениями, необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего, критически настроенного к собеседнику человека примерно одинаковы), особенности одежды, которая может сковывать свободу движений и позы.

Выносить суждение следует  лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают на одно и то же. Их должно быть не просто несколько, а  целый ряд, относящихся к разным формам проявления.

Лишь часть сведений передается от одного человека другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру. С этой точки зрения невербальные знаки подразделяются следующим образом:

  • интенциональные - специально производимые для передачи информации;
  • неинтенциональные - непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (краска, заливающая лицо, дрожание рук, голоса). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорываются эмоциональное состояние говорящего, акцент и особенности произношения, указывающие на место происхождения и жизни человека). Поскольку данные знаки говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно рассматривать.

Большое значение для  правильного толкования и понимания  тела имеет принципиальная многозначность всех выразительных черт. Одно и  то же мимическое явление может иметь  совершенно разные истоки. Например, горизонтальные складки на лбу, образующиеся при максимально расширенных глазах, типичны для испуга, удивления, полной страха беспомощности, а также для внезапного понимания. Если человек заинтересовался какой-либо новостью, показавшейся ему чрезвычайно важной, он приобретает тот же самый мимический образ, что и высокомерный человека, который часто в такой же позе посматривает со стороны на презираемых им окружающих. Все это - источники горизонтальных складок на лбу, и следовательно, возможных толкований. Верное понимание никогда нельзя вывести из отдельного мимического образа. Это можно понять только из целостной ситуации и общей установки человека с его манерами и способностями поведения, вместе взятыми. Тот, кто этого не усвоит, будет, по сути, заниматься лишь примитивным толкованием знаков, упрощением взаимосвязи - это самое большая опасность для практического истолкования языка тела.

Понимание выразительных  движений осложняется тем, что почти  каждый из нас в ходе своей жизни  приобрел что-то похожее на «вторую  жизнь». Это значит, что «первая», естественная закрыта способами поведения, которые начались с какой-либо мелочи, а затем закрепились. И настолько сильно, что в конце концов уже не осознается то, что, собственно говоря, это не настоящая осанка, способ реакции, формы поведения. Впоследствии это приводит к ложному ощущению тела, которое координировать очень и очень сложно. Так, у слабохарактерных или добродушных людей на основе их отрицательного опыта (злоупотребление со стороны окружающих) нередко развивается внешний, подчеркнуто бойкий, солидный или жесткий способ самопередачи как естественная защитная реакция. Бросающаяся в глаза агрессивность часто маскирует лишь беспомощность в тех ситуациях, которым придается значение.

Совершенно особое, чрезвычайно  важное значения для правильного  понимания языка тела имеют многочисленные мелочи, т. е. выразительные малозаметные проявления. Тот, кто их демонстрирует, не сознает этого.

Поскольку подсознание  людей работает автоматически, независимо от них, невербальные знаки могут  «выдать с головой», поэтому, чтобы скрыть свои мысли, целесообразно:

  • специально отрабатывать комплекс жестов, придающих правдоподобность сказанному;
  • шире использовать положительные невербальные знаки, 
    привлекающие других, и, по возможности, избавляться от отрицательных;
  • соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы 
    не были видны микрознаки (румянец, изменения зрачков и пр.) и поза в целом.

Проксемика

   
 

Ориентация

 

 

 

Дистанция




Для установления взаимопонимания  с партнерами, усиления влияния слов следует использовать прием «отзеркаливания», т. е:

  • принимать позы, сходные с позами собеседника (явное копирование может быть расценено как передразнивание, что приведет к потере контакта);
  • синхронизовать жесты и ритм своих движений с жестами и 
    ритмом движений собеседника;
  • использовать в своей речи сходные темп, громкость, интонацию голоса, темп речи.

Таким образом, все системы  невербальной коммуникации существенно  дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении собеседника, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.

К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и  различные условные обозначения, с  помощью которых коммуникатор информирует  о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов. Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери. Звездочки и просветы на погонах - о высоком воинском звании, татуировка - о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель.

Заключение

 

 

Потребность в общении  является сугубо человеческой потребностью, которая строится на фундаментальных  основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Процесс удовлетворения потребностей имеет сложную структуру  и состоит из нескольких этапов, главными из которых являются мотивация и реализация деятельности. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентации, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т.п.

Люди обладают различной  степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты  и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических  тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т - начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинга с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или на загородных дачах.

 

 

 

Литература

 

 

  1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. – М., 2005.
  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с. – (Психология для всех).
  3. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
  4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1994.
  5. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.
  6. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: Фундаментальный курс: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 1136 с.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.
  8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  9. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д, 1986. – 134 с.
  10. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990.
  11. Межличностное общение: Хрестоматия / Сост. И общ. Ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  12. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1983.
  13. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
  14. Немов Р.М. Общая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
  15. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.
  16. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. – М., 2003.
  17. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 415 с.
  18. Психология труда: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
  19. Рева В.Е. Объекты и субъекты коммуникаций // Актуальные проблемы связей с общественностью в современном российском обществе. – Пенза, 2005. – С. 17 – 25.
  20. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 336 с.: ил. – (Азбука психологии).
  21. Спивак В. А. Современные бизнес-коммуникации. СПб.: Питер, 2002.
  22. Тронин Ю.Н., Масленченков Ю.С. Менеджмент и проектирование фирмы: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 415 с.
  23. Яковлев И.П. Ключи к общению: Основы теории коммуникации. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 240 с.

 

 

1 Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 162-163.

2 Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 164.

3 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 280.

4 Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб., 2001. – С. 39.

5 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 281.

6 Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М., 2001. – С. 235

7 Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002. – С. 12.

8 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 283.

9 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 284.

10 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 284.

11 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 285.

12 Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 286.

13 Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – С. 288.

14 Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 169.

15 Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. – М.: Инфра-М, 2006. – С. 170.




Информация о работе Вербальное и невербальное общение