Вербальные и невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:33, контрольная работа

Краткое описание

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание

Введение 3

1.Вербальные средства общения
1.1Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации 4
1.2Совершенствование навыков письменной речи 5
1.3Денотаты и коннотации 6
1.4Структура речевой коммуникации 7
2. Невербальные средства общения
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов 9
2.2 Подсистемы невербальное общение 10
2.3 Обмен невербальной информацией 11
2.4 Общее представление об языке телодвижений 12
2.5 Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы 13
2.6 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия 14
2.7 Качество присутствия и элементы невербального общения 16
2.8 Позиция и дистанция 17
2.9 Открытая поза 18
2.10 Выражение лица 19
2.11 Визуальный контакт 20
2.12 Кивки головой 21
2.13 Тон, темп и громкость голоса 22
2.14 Паузы и молчание 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР,ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“УГАЭС” 
 

                                                                   Кафедра туризм и гостеприимство 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

по дисциплине «Психология»

На тему: “Вербальные и невербальные средства общения” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы БГОЗК-1

Басырова  Г.

Проверила:

Касимова  В.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2012 

Содержание 

Введение                                                                                                             3 

   1.Вербальные средства общения

1.1Устная речь  по-прежнему остается самым распространенным  способом коммуникации                                                                                                    4

1.2Совершенствование  навыков письменной речи                                        5

1.3Денотаты и  коннотации                                                                                6

1.4Структура речевой коммуникации                                                              7

   2. Невербальные средства общения

2.1 Межличностное  пространство. Взгляд. Язык поз и  жестов                    9

2.2 Подсистемы  невербальное общение                                                         10

2.3 Обмен невербальной  информацией                                                          11                 

2.4 Общее представление  об языке телодвижений                                       12

2.5 Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы                                                                                                              13          

2.6 Восприимчивость,  Интуиция и Предчувствия                                         14

2.7 Качество присутствия  и элементы невербального общения                   16

2.8 Позиция и  дистанция                                                                                   17

2.9 Открытая поза                                                                                              18

2.10 Выражение  лица                                                                                        19

2.11 Визуальный  контакт                                                                                  20

2.12 Кивки головой                                                                                            21

2.13 Тон, темп  и громкость голоса                                                                   22

2.14 Паузы и молчание                                                                                      23

Заключение                                                                                                         24

Список использованной литературы                                                                25 

Введение 

    Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.Вербальные средства  общения 

1.1Устная  речь по-прежнему  остается самым  распространенным  способом коммуникации 
 

    Чтобы  вас поняли, мало иметь хорошую  дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме  того, вы должны выбрать такие  слова, чтобы ваша мысль была  верно понята. Если человеку предстоит  выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа. 
 

 

1.2 Совершенствование  навыков письменной  речи

   Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели  при отборе кандидатов на вакантные  места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии. Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества ;-) ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям. 
 
 
 
 

 

1.3 Денотаты и коннотации

   Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение и является денотатом данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй с общественной собственностью на средства производства".Но, кроме этого, оба названных нами слова, "отец" и "коммунизм", имеют эмоциональную окраску, то есть несут в себе особый смысл, которого словарное определение не может раскрыть полностью.

Агрессивная, обвинительная  тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется в таких случаях использовать "я - утверждения" вместо "ты - утверждений", то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способ ее разрешения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Структура речевой  коммуникации

     Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести' сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен. Система, обеспечивающая речевую коммуникацию - человеческий язык - изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации.   Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

· речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

· речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

· с помощью  речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

· в речевой  коммуникации создаются социальные значения.

Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия  различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели. Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен

· уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

· уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

· уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение  вербальных и невербальных приемов  с целями и задачами коммуникации, коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Невербальные средства  общения

2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз  и жестов

    Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

* около 70% информации  человек воспринимает именно  по зрительному (визуальному)  каналу;

* невербальные  сигналы позволяют понять истинные  чувства и мысли собеседника; 

* наше отношение  к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны  невербальные сигналы потому, что  они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Подсистемы невербальное  общение

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения