Взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Как отмечает Андреева Т.В. появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
1.1. Теоретические аспекты и современная проблематика супружеских отношений после рождения первого ребенка
1.2. Особенности психологической готовности родителей к появлению ребенка
1.3. Удовлетворенность браком и супружеские конфликты после появления ребенка в семье
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
2.1. Цель, гипотезы, задачи исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Межличностное отношение родителей после рождения первого ребенка
2.3.2. Особенности семейных конфликтов после рождения первого ребенка
2.4. Характеристика результатов исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения родителей после рождения первого.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

С появлением в семье ребенка отношения между супругами обязательно меняются. Автоматически пара превращается в треугольник. Следует заметить, что, в отличие от распространенного на бытовом уровне мифа, что появление в семье ребенка является сплачивающим фактором в отношениях супругов, в реальности они во многих случаях ухудшаются. Даже если пара с нетерпением ожидала появления первенца на свет, его рождение может не сблизить, а разобщить супругов. В значительной степени отношения между родителями после рождения ребенка будут зависеть от зрелости родительской позиции обоих супругов.

В начале общения с новорожденным ближе всех к нему находится мать. Отец чаще всего оказывается на периферии взаимодействия. Если мать чрезмерно поглощена заботами о ребенке, отец дистанцируется и от ребенка, и от жены. Муж может чувствовать, что получает недостаточное внимание жены, которая постоянно занята ребенком. Жена может чувствовать, что разрывается между мужем и ребенком, которые оба претендуют на ее внимание. Каждый из супругов может испытывать своеобразную ревность, считая, что другой супруг больше привязан к ребенку или ребенок больше привязан к другому супругу, чем к нему.

В значительной степени подобных осложнений можно избежать, если муж способен оказать жене поддержку в ее новой роли. Она может проявляться в его готовности взять на себя большую часть ежедневной домашней работы, которую до этого выполняла жена. Уважительное и поддерживающее отношение к роли молодой матери со стороны ближайшего социального окружения также очень важно.

3.  Перемена ролей и отношений внутри расширенной семьи.

Переход к родительству сопровождается тем, что родители мужа и жены превращаются в прародителей (в бабушку и дедушку). Супругам необходимо переформулировать правила отношений с бабушками и дедушками, дядями и тетями, двоюродными братьями и сестрами.

С рождением ребенка члены расширенных семей автоматически становятся родственниками, нравится им этот факт или нет. Если до этого момента в расширенной семье брак воспринимался как временный, то с появлением внука прародители осознают, что теперь они связаны с супругом своего ребенка на всю жизнь и вынуждены перестраивать отношения с молодой семьей. Может меняться даже последовательность и порядок нанесения визитов друг другу.

Расширенные семьи могут вступать в конкурентные отношения по поводу ребенка. Если ребенок рождается с дефектом или в его развитии и воспитании возникают проблемы, другая расширенная семья обычно считается их источником. Воспитательные установки прародителей могут конкурировать между собой и с воспитательными установками родителей ребенка, которые обычно хотят воспитывать собственных детей не таким образом, как воспитывали их самих. В целом, рождение ребенка более тесно переплетает две расширенные семьи, поэтому молодые супруги вынуждены перестраивать и свои контакты с родственниками.

4.  Изменение ролей и отношений вне семьи.

Семье приходится налаживать новые способы взаимодействия с социальными институтами и лицами, которые раньше могли не попадать в сферу ее внимания. К ним относятся:

сфера медицинского обслуживания – врачи, медсестры, персонал больниц и поликлиник;

люди, а также учреждения, способствующие полноценному развитию ребенка, – няни, гувернантки, детские сады, детские секции, кружки и т. п.;

родителям приходится иметь дело со всей сферой обслуживания, работающей на удовлетворение потребностей ребенка (индустрия детского питания, одежды, игрушек и т. п.).

Существуют также внешние изменения, которые касаются главным образом матери, так как ей приходится хотя бы на время оставить работу, чтобы заботиться о ребенке. Женщины, для которых много значила их работа и карьера, могут испытывать фрустрацию из-за невозможности продолжать заниматься ими. Они могут переживать по поводу того, что, целиком посвятив себя заботам о ребенке на какое-то время, они отстанут от развития знаний в своей области, или утратят навыки и квалификацию, или потеряют престижное место. Работающие матери часто переживают ролевой конфликт, возникающий при попытке совместить выполнение профессиональных и семейных обязанностей.

Итак, можно заключить, что рождение ребенка действительно ведет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными ролями — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного времени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая дифференциация, переориентируются профессиональные потребности молодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям.

 

 

 

    1. Особенности психологической готовности родителей к появлению ребенка

 

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным назначением, важным состоянием и значимой социально-психологической функцией практически каждого человека. Качество этих проявлений, и их социально-психологические и педагогические последствия имеют большое значение. То, от чего они зависят, и как можно вмешиваться в процесс формирования отцовства, на наш взгляд, представляет собой, прежде всего, социально-психологическую проблему. [5]

Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями. Переход мужчины к состоянию отцовства, а женщины к материнству, т. е. рождения у них первого ребенка — значимое событие в их жизни, прежде всего семейной жизни. Важность этого события часто недооценивается. [12] Биологическая способность быть родителями не всегда совпадает с психологической готовностью к выполнению этой роли.

Проблема целенаправленного развития психологической готовности к появлению ребенка, членов молодой семьи в научном плане, до сих пор остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что родительство является важным условием развития ребенка и личности одного из родителей: по данным исследований, родители влияют на полоролевую идентификацию ребенка (3. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.) [10; 455–458]; интеллектуальное развитие (интерес к учебе) (В. Фтенакис, Р. Берне, Б. И. Кочубей) [9; 10–16]; усвоение нравственных норм (О. Б. Чиркова) эмоционально-личностную сферу ребенка (Е. О. Смирнова, BC Собакин, и др.) [14; 284–290], а также его характерологические особенности (Е. П. Ильин, А. Биллер, 3. Матейчек и др.). [7, 34]. Родительство, в целом, выступает как источник жизненного опыта, необходимого ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход к родительству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной и женщиной, связанного с проблемой осознания себя отцом или матерью, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. С. Акивис, Р. В., Е. И. Захарова, Ю. В. Евсеенкова и др.) [11, 15].

Современное состояние родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего, отмечается ослабление родительского начала и происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, уже в роли отца и матери.

Во многом развитие личности будущих родителей обуславливает развитие общества (А. Адлер, Ю. Хямяляйнен) [3]. По мнению Р. В. Овчаровой, будущее общества — это сегодняшнее состояние отцовства [12]. По результатам исследования Е. А. Нестеровой (за 2005 год) только 50 % матерей и 23,6 % отцов отвечают требованиям эффективного родительства. Именно эти данные должны повышаться и в дальнейшем. В настоящее время остается актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторов, влияющих на формирование готовности к этому феномену.

Анализ работ, посвященных проблеме родительства, показал, что современный этап этих исследований характеризуется следующими тенденциями:

  • Преобладание исследований материнства и психологической готовности к материнству;
  • Отсутствием системного подхода к трактовке родительства, то есть, его связи с системой семьи и процессам её становления;
  • Неразработанность исследований, описывающих критерии и уровни психологической готовности к появлению ребёнка;
  • Отсутствием моделей и технологий формирования психологической готовности молодежи к отцовству.

Исходя из этого, возникают противоречия, связанные с потребностью в изучении родительства как системы отношений отца и матери с ребенком, возникновение педагогических и психологических факторов, определяющих его формирование, — с одной стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы — с другой;

Современная картина родительства весьма разнообразна, и в нашем исследовании описана в нескольких категориях. С одной стороны наблюдается ситуация кризиса семьи, уменьшение общего вклада, прежде всего отца в процесс воспитания ребенка. С другой стороны, мы обратили внимание на то, что фактически за очень короткое время, картина родительства, в целом, значительно изменилась, также изменения коснулись и социальных представлений о том, как проходит становление и функционирование отношений в семье. Меняются научные и теоретические представления о функциях, которые должен выполнять отец и мать.

Поэтому социальные функции семьи становятся все более актуальными и значимыми в современном мире. Поэтому, лично для нас, станут интересными дальнейшие исследования именно в этой области психологического знания, знания об особенностях и аспектах формирования не только семьи, но и ее непосредственного развития в условиях появления в ней нового члена общества, т. е. ребёнка.

Развитая форма родительства характеризуется относительной надежностью и стабильностью, и реализуется в согласованности представлений супругов o родительстве и комплементарности динамических проявлений этого процесса.

В развитой форме родительство включает [14]

  • ценностные ориентации супругов (семейные ценности);
  • родительские установки и ожидания;
  • родительское отношение;
  • родительские чувства;
  • родительские позиции;
  • родительскую ответственность;
  • стиль семейного воспитания.

Родительские установки и ожидания имеют три уровня презентации [5; 26–33]:

  • «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
  • «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
  • «это — наш ребенок» (установки и ожидания относительно ребенка / детей).

Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед собой, ребенком и перед обществом.

В литературе сущность родительства, как многогранного явления толкуется в нескольких аспектах, а именно рассматривается [11]:

  • Как биологический, социокультурный и психологический феномен; интегральное психологическое образование личности (отца и / или матери); надындивидуальным целым («мы-родители»);
  • Социальный институт, который объединяет два других института — материнство и отцовство (в узком смысле);
  • Деятельность родителей по уходу, материальному обеспечению, воспитанию, обучению ребенка;
  • Этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не прекращается даже после смерти ребенка;
  • Как бытие, состояние, пребывание человека в положении отца / матери;
  • Субъективное ощущение человека себя отцом / матерью;
  • Кровное родство между родителями и ребенком;
  • Осознание родителями родственной связи с детьми.

Таким образом, родительство является сложной динамической структурой, в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

В своей стать Сергиенко И. И. [] отмечает, что в структуру родительства должны входить следующие компоненты:

    1. потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;
    2. операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общения с ним;
    3. ценностно-смысловой компонент, который включает отношение родителей к своему ребенку, включающий также экзистенциальные переживания.

Необходимо отметить, что важной составляющей процесса подготовки молодых пар к будущему родительству является формирование адекватных представлений о будущей семье, как сложного, системно организованного и относительно устойчивого образования, направленного на оптимальную адаптацию к браку и эффективное функционирование в семейной жизни.

Информация о работе Взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка