Взаимосвязь восприятия с другими познавательными процессами, состояниями и свойствами личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 16:55, реферат

Краткое описание

Активный характер восприятия. Иногда процесс узнавания происходит не сразу, и человеку приходится присматриваться или прислушиваться для получения новых сведений от воспринимаемого. В тех случаях, когда предмет не узнается, человек ставит задачу более или менее точно определить, что находится перед ним, он строит различные предположения, сравнивает воспринимаемый предмет с целым рядом знакомых ему предметов.
Узнавание бывает неспецифическим, когда человек определяет только род предметов, к которым относится данный предмет («это автомобиль, человек, дом»), и специфическим, когда человек узнает конкретный предмет («это автомобиль моего брата», «это наш учитель истории», «дом, в котором я родился»).

Содержание

1.Общее понимание восприятия. ..…3
2.Физиология восприятий. …...4
3.Развитие восприятия. …….7
4. Восприятие цветов и форм. ….10
5.Восприятие и личность, влияние прошлого на восприятие. ….11
6.Список используемой литературы. .…13

Вложенные файлы: 1 файл

Хохлова 111. реферат.психлогия ощущений и восприятий..doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 


Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Реферат

  •  

     

     

    на тему:

    «Взаимосвязь восприятия с другими познавательными процессами, состояниями и свойствами личности. »

    по дисциплине:

    «Психология ощущений и восприятия»


     

     

     

     

    Выполнила студентка:

    Хохлова  О.О.

    Курс: 1

    Группа: 111

     

    Проверил:

     

                                     

            

     

     

     

     

    Москва

     

    Содержание

    1.Общее понимание восприятия.                                                                  ..…3

    2.Физиология восприятий.                                                                            …...4

    3.Развитие восприятия.                                                                                         …….7

    4. Восприятие цветов и форм.                                                                                ….10

    5.Восприятие и личность, влияние прошлого на восприятие.                      ….11

    6.Список используемой  литературы.                                                                    .…13                                                    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.Восприятие в психологии

    Восприятие (перцепция) в психологии-  это форма психического отражения окружающего нас мира. 
      В данный процесс всегда вовлечены раздражение органов чувств (нос, глаза, рот уши, кожа), двигательные компоненты (движение глаз за объектом, проговаривание соответствующих звуков), выделение значимых признаков и т.д.

    Психологические механизмы восприятия

    Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа. Они зависят от различных взаимодействий между различными ощущениями, но не сводится к их сумме.

    В отличие от ощущений, где индивид приобретает знания об отдельных качествах, свойствах предмета (форма, цвет, вес), восприятие дает единую картину объектов, явлений. 
     Например, стол, стул мы воспринимаем как целостный предмет, а не как сумма отдельных свойств (гладкость, твердость).

    В воспринимаемом объекте психологические механизмы восприятия выделяют то его свойство, которое показывает наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной.  
      На основе этого выделяют зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.

    К закономерностям восприятия следует отнести его субъективность. Дело в том, что различные люди одну и ту же информацию воспринимаю по-разному. Происходит это по ряду причин: обладание разными психологическими наклонностями, способностями, интересами, влияние прошлого опыта и т.п.

    В психологические механизмы восприятия входят также узнавание образа, его сопоставление с нашей памятью, осмысление и понимание. Все это берется из нашего прошлого опыта. 
      В четком и осознанном восприятии всего, что нас окружает, принимают непосредственное участие мышление и память.

    Взаимодействие анализаторов подготавливает почву к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень – уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. В итоге мы получаем не некоторый набор из нескольких ощущений, а комплекс информации, дающий общее представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств еще и соотношением этих свойств между собой и некими обобщающими характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.

    Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а в тесной связи с ними: с мышлением – осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как-то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.

    Восприятие – это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

    Как и в случае с ощущениями, при восприятии мы имеем дело с процессом, и с его результатом в виде образа воспринимаемого предмета или явления. Эти образы называются перцептивными образами, перцептами (от латинского perceptio – восприятие) или образами восприятия. Вместе с сенсорными образами они составляют группу первичных образов. Этой группе противопоставляется группа вторичных образов, куда входят образы памяти и воображения, формируемые в результате переработки первичной информации, получаемой в ощущениях и восприятиях.

    2.Физиология восприятий.

    В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.

    При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».

    Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро - и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.

    Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать по модальностям. Хотя в отличие от ощущений перцептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно выделяют следующие виды восприятия:

    - зрительные;

    - слуховые;

    - осязательные;

    - вкусовые;

    - обонятельные;

    - кинестетические (двигательные).

    Естественно по этим же модальностям различаются и перцептивные образы.

    Необходимо заметить, что в последнее время высказываются сомнения в правомочности данной классификации, поскольку хеморецепция и основанные на ней вкусовые и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостного представления о них сформировать невозможно. Но именно уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление перцептивного опыта и, благодаря ему повышения вероятности биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (перцептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Сказанное позволяет согласиться с мнением, что необходимо выделять по модальности только три вида перцептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое (кинестетическое) чувсто, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида перцептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств.

    По уровню психической активации различают два уровня восприятия:

    - произвольное (преднамеренное);

    - непроизвольное (непреднамеренное).

    По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:

    - сукцессивное (развернутое, последовательное);

    - симультанное (свернутое, одномоментное).

    По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия:

    - внешнее (объективное);

    - внутреннее (самовосприятие).

    В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия:

    - пространства;

    - времени;

    - движения.

    Суть первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы принципиально отличны друг от друга по уровню своей организации.

    Показатель произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным.

    Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.

    Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.

    Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей е поверхности ( сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».

    Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением перцептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап – схватывание слогов и целиком слов. Далее – целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций перцептивной информации, одномоментно схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально.

    Наглядный пример сукцессивности и симультанности восприятия: человек занимает очередь и хочет отойти. Людей до и после себя он с усилием пытается запомнить по отдельным приметам – рост, особенности лица, цвет волос, одежда, украшения и тому подобное. Но если за вами стоит знакомый человек, то нет нужды отмечать его приметы, его образ у вас представлен целиком даже независимо от того, в какой он одежде. В первом случае происходит процесс сукцессивного восприятия, во втором – симультанного. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе. Симультанность – на нейронной.

    Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие. Иначе говоря, восприятие самого себя (включая иногда и отслеживание процессов и состояний организма) есть восприятие своего «Я» (и психического, и физического), или самовосприятие, а восприятие всего остального («не – Я») есть внешнее восприятие. Соответственно такому делению восприятия в психологии выработаны исследовательские методы самонаблюдения и внешнего (объективного) наблюдения. При этом, когда самонаблюдению подлежит только психическая сфера субъекта без охвата ее телесной основы (организма), то точнее говорить о методе интроспекции.

    Информация о работе Взаимосвязь восприятия с другими познавательными процессами, состояниями и свойствами личности