Взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 19:05, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Со сменой политического и экономического строя страны особый интерес для изучения психологов приобретает личность и ее новые ценности и смыслы, которые регулируют отношения человека к себе, к миру, к другим людям. Межличностные отношения человека на протяжении всей жизни развиваются и совершенствуются. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования отношений и условия их развития. Содержание отношений обуславливают степень психологической близости партнеров, оценка отношений, позиция партнеров, степень знакомства. Основными функциями межличностных отношений являются помощь в адаптации к новой среде; познавательная функция (социальное познание, познание другого человека); удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Nekrasov моё дело.docx

— 579.38 Кб (Скачать файл)

4. В результате исследования взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и характеристик ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников выявлены сходства (приоритет ценностей аксиологической прагматической направленности на обучение, общественную работу, увлечения у старшеклассников взаимосвязан с показателями дисгармонии их межличностных отношений: напряженностью, агрессивностью

 20

и отчужденностью) и различия (все изучаемые группы различаются видами смысложизненных ориентаций). 5. В структуре аксиосферы личности старшеклассников выявлено соотношение противоположных по сути ценностей. Дисгармония межличностных отношений зависит от соотношения данных ценностей. Учащиеся восьмых классов, оценивающие свои межличностные отношения как дисгармоничные, предпочитают ценности сферы образования ценностям сферы увлечений; восьмиклассницы и учащиеся девятых и ученицы одиннадцатых классов предпочитают материальные ценности духовным.

В результате исследования соотношения ценностей в структуре аксиосферы личности с дисгармонией межличностных отношений старшеклассников были выявлены новые направления в изучении этой проблемы: под влиянием каких факторов возникают предпочтения ценностей в структуре аксиосферы личности; на какие еще процессы и явления в жизнедеятельности личности влияют данные предпочтения.

Таким образом, нами были решены все поставленные научноисследовательские задачи. Основная гипотеза о том, что существует взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников, подтвердилась.

 

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

а) научные статьи, опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ: 1. Некрасова, Е.В. Особенности структуры взаимосвязи субъективной оценки межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников [Текст]/ Е.В.Некрасова // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011. - Т. 13, номер 2(3), С. 606- 611.- 0,65 п.л.

2. Некрасова, Е.В. Психологические причины дисгармонии межличностных отношений старшеклассников [Текст]/ Е.В.Некрасова // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2011. - Т. 13, номер 2(4), С. 870-874.-0,42 п.л.

3. Капцов, А.В., Некрасова, Е.В. Взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и неравновесности аксиосферы личности старшеклассника [Электронный ресурс] / А.В. Капцов, Е.В.Некрасова // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru), 2011. № 4. Режим доступа: http://psyedu.ru- 0,63 п.л.

б) материалы, опубликованные в международных, российских региональных периодических изданиях, материалах конференций, вузовских сборниках:

 21

4. Некрасова, Е.В. Особенности взаимосвязей субъективной оценки межличностных отношений и уровня когнитивного развития [Текст]/ Е.В. Некрасова // «Психология образования: психологическое обеспечение новой школы»: материалы V Всеросс. науч.-практич. конф. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. – С.344-345.-0,27 п.л.

5. Некрасова, Е.В. Особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективной оценки межличностных отношений личности старшеклассника [Текст]/ Е.В. Некрасова //Социальный мир человека – Вып. 3: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров»/Под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2010. - С.112-114.- 0,21 п.л.

6. Некрасова, Е.В. Особенности взаимосвязи ценностной сферы и смысложизненных ориентаций у подростков разных национальностей [Текст]/ Е.В. Некрасова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: матер. III Всеросс. науч.-практ.конф. /общ.ред. А.В. Капцова. - Самара: СамЛюксПринт, 2010. - С.201-204.- 0,22 п.л.

7. Некрасова, Е.В. Особенности социометрических предпочтений в межличностных отношениях старшеклассников [Текст]/ Е.В. Некрасова // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы междунар. науч. конференции – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – Ч.2. – С.114117.- 0,21 п.л.

8. Некрасова, Е.В. Особенности дисгармонии межличностных отношений старшеклассников [Текст]/ Е.В. Некрасова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – Самара: СаГА, 2009. - №2. – С. 37-45.- 0,46 п.л.

9. Некрасова Е.В. Взаимосвязь субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений старшеклассников и их смысложизненных ориентаций [Текст]/ Е.В. Некрасова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – Самара: СаГА, 2009. - №1. – С. 36- 41. - 0,33 п.л.

10. Некрасова, Е.В. Особенности социометрических предпочтений старшеклассников [Текст]/ Е.В. Некрасова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – Самара: СаГА, 2010. - №1. – С. 70-76. - 0,35 п.л.

11. Некрасова, Е.В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы [Текст]/ Е.В. Некрасова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – Самара: СаГА, 2008. - №2. – С. 135-141. - 0,33 п.л.

12. Некрасова, Е.В. Факторы, влияющие на формирование смысложизненных ориентаций старшеклассников [Текст]/ Е.В. Некрасова //Образование и психологическое здоровье. Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. -

 22

Самара: Региональный социопсихологический центр, 2009. – С. 140-142. - 0,32 п.л. 13. Некрасова, Е.В. Особенности субъективной оценки в группе личности старшеклассника [Текст]/ Е.В. Некрасова //Образование и психологическое здоровье. Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научнопрактической конференции. - Самара: Региональный социопсихологический центр, 2009. – С. 209-213. - 0,23 п.л.

14. Некрасова, Е.В. Особенности социометрических предпочтений старшеклассников [Текст]/ Е.В. Некрасова //Образование и психологическое здоровье. Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научнопрактической конференции. - Самара: Региональный социопсихологический центр, 2010. – С.50-54. - 0,23 п.л.

15. Некрасова, Е.В. Типология гармонии в межличностных отношениях подростков. [Текст]/ Е.В. Некрасова // Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф.– Волгоград – М.: ООО «Планета», 2010. С. 46-52. - 0,25 п.л.

16. Некрасова, Е.В. Гармония межличностных отношений [Текст]/ Е.В. Некрасова // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2011. С. 213218. - 0,29 п.л.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников