Взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом на разных этапах профессиональной карьеры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Основным условием формирования гармоничной личности является её удовлетворенность жизнью: жизнеобеспечением, успешным и продуктивным общением. Важную роль в развитии личности играет удовлетворенность личностью профессиональной карьерой: её интерес к работе, удовлетворенность достижениями в работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководителем, удовлетворенность условиями труда.

Вложенные файлы: 1 файл

ВИКА КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

 

Введение

     Основным условием  формирования гармоничной личности  является её удовлетворенность  жизнью: жизнеобеспечением,  успешным  и продуктивным общением. Важную  роль в  развитии личности  играет удовлетворенность личностью  профессиональной карьерой:  её  интерес к работе, удовлетворенность  достижениями в работе, удовлетворенность  взаимоотношениями с сотрудниками  и руководителем, удовлетворенность  условиями труда. В процессе  жизнедеятельности личность сталкивается  с множеством проблем связанных  с этими ресурсами: снижение  общей активности личности, безрезультатность  в общении, общее ощущение дискомфорта,  снижение интереса к работе, неудовлетворенность  общением в коллективе и многое  другое.

     Актуальность  данной работы диктуется современной  ситуацией в сфере труда. Ведь  работающий персонал, оказывающий  услуги или включенный в процесс  производства, должен находиться  в состоянии полной удовлетворенности  всеми сферами жизни, чтобы  его деятельность была  наиболее  эффективной.  Центральное место в данном исследовании занимает вопрос, насколько человек удовлетворен своей жизнью и трудом. В современных условиях постоянно растет интерес к профессиональной мотивации личности. Все детальнее изучаются жизненные и карьерные смыслы. Немаловажную роль в условиях современной нестабильности играют такие факторы как сложность трудоустройства, уровень заработной платы, уровень квалификации и другие аспекты трудовой деятельности. 

Объект исследования -  побудительная регуляция жизненного и профессионального пути личности.

Предмет исследования – взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом.

Цель – изучить взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятия жизненного пути и профессиональной карьеры личности.
  2. Охарактеризовать структуру побудительной регуляции жизненного пути личности.
  3. Проанализировать проблему влияния трудовой деятельности на удовлетворенность жизнью.
  4. Разработать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи  жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом.
  5. Выявить взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом.
  6. Обнаружить взаимосвязь удовлетворенности жизнью и трудом и субъективных оценок положения на рынке труда личности.

     В качестве  общей гипотезы нами было выдвинуто  предположение о наличии взаимосвязи  между жизненными и карьерными  смыслами и удовлетворенностью  жизнью и трудом.

В качестве частных гипотез  были выдвинуты следующие:

  1. Существует взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью.
  2. Существует взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью трудом.
  3. Предполагается, что удовлетворенность трудом у специалистов со стажем имеет отличия от удовлетворенности трудом у молодых специалистов.

     Научно- практическая значимость исследования. Данные полученные в ходе эмпирического исследования, могут помочь более детально проследить взаимосвязь удовлетворенности жизнью и трудом с карьерными и жизненными смыслами.

     Методы сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Сбор данных для проверки гипотез осуществлялся с помощью следующих методов психологической диагностики: методика «Субъективная удовлетворенность жизнью» Динера; «Методика исследования жизненных смыслов» В. Ю. Котляков; методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Батаршев; методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко); методика «Диагностики мотивационной структуры личности»  В. Э. Мильман; методика «Шкала профессионального стресса»; анкета для исследования субъективных оценок своего положения на рынке труда.

     Анализ результатов исследования и проверка гипотез исследования осуществлялись с помощью методов математической статистики: корреляционного анализа (коэффициент корреляции Тау Кендалла), непараметрических методов сравнения выборок  (U- критерия Манна Уитни).          

     Эмпирическая база исследования: в качестве респондентов выступили мужчины и женщины в возрасте от 19 до 54 лет, находящиеся на разных этапах профессиональной карьеры. Общий объем выборки составил 60 человек.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 2 раздела, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

Раздел 1. Теоретические  основания исследования.

    1. Соотношение жизненного пути и профессиональной карьеры личности.

     Жизненная стратегия личности – достаточно устойчивое образование, в основе которого лежат ценностные ориентации человека.  Жизненная стратегия – способ организации человеком собственной жизни, способность к приведению жизненных условий в соответствие с собственными ценностями и индивидуальным своеобразием. Жизненная стратегия – один из регуляторов социального поведения. Каждую жизненную сферу можно рассматривать как процесс, являющийся частью жизненного пути в целом. Различные сферы жизни человека, как правило, не автономны, а взаимосвязаны и взаимообусловлены. Важную роль в построении жизненной стратегии личности играет  построение профессиональной карьеры.                        

     Концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер. Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач: 1) биолого-биографического исследования, или изучения объективных условий жизни; 2) изучения истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека; 3) анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях.

     Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Связывая эти два процесса с особенностями протекания психических процессов, она выделяет две фазы переходного возраста - негативную и позитивную.

     Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. У девочек период негативности продолжается от 2 до 9 месяцев (с 11 до 13 лет) и заканчивается началом менструаций, а у мальчиков - предел возрастных колебаний больше, он приходится на возраст 14-16 лет.

     Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.

     В познании внутреннего мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение биографическому методу, изучению дневников- [41].

     Проблема жизненного пути также рассматривается в работах С.Л.Рубинштейна.       В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю -[29].

     В отличие от отечественной психологии, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности"- [1].

Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать  субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение  к ней - [2].

     Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности - ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

     Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

  • психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;
  • личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;
  • жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

 

     С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни.

      Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах - [30]. Основными формами активности являются инициатива и ответственность. Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, а ответственность (по Рубинштейну) как самое глубокое, равное самой жизни чувство серьезности, как жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в последствиях, быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей – [1]. Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции - функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта – [2]. Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте - в пространстве категорий свободы и необходимости. Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий – [28].

      Проблема времени рассматривается Рубинштейном 1) с точки зрения "абсолютного" времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения, и 2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку.

     Понятие жизненного пути личности, таким образом, неразрывно связано с понятием субъекта. Именно категория субъекта означает высший уровень развития личности. "Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности (по Рубинштейну). Но, поскольку ее развитие осуществляется не "в себе" или "для себя", а в жизненном пути, общении, деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности"- [1]. Субъект, таким образом, проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование.

     Жизненный  путь личности неразрывно связан  с профессиональной карьерой, так  как на современном этапе каждый  человек стремится посвятить  свою жизнь наиболее продуктивной  деятельности и для многих  этой деятельностью  является  построение профессиональной карьеры. 

     Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения личности о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью личности. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т.п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека – [5].    Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

     Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

     Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадии развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

Информация о работе Взаимосвязь жизненных и карьерных смыслов с удовлетворенностью жизнью и трудом на разных этапах профессиональной карьеры личности