Взаимосвязь креативности и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать творческую деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Научные подходы к развитию креативности
1.2 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований
1.3 Мотивационные факторы выбора профессии
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

2258 .docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение).

На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.

Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения. Многие юноши делают нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Способность человека достичь успеха в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества определяет его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта [16, с.96].

Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок [16, с.97].

Для правильного выбора профессии подросток и лица, его опекающие, должны располагать информацией, как можно полно отражающей определённые факторы, влияющие на выбор профессии.

Исторически проблема выбора профессии имеет два решения, которые французский психолог А.Леон назвал диагностическим и воспитательным. Первый – диагностический – сводит выбор человеком профессии к определению его профессиональной пригодности. Психолог-консультант при помощи специальных методов определяет способности человека и путём сопоставления их с требованиями к профессии даёт заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии. А.Леон считает такой метод механическим. В его основе лежит взгляд на способности как на постоянные, неизменные, стабильные образования, мало подверженные влиянием среды и развитию. Человеку, выбирающему профессию, отводится пассивная роль, активным является консультант, делающий прогноз.

Второй подход – воспитательный – направлен на подготовку человека к будущей профессиональной жизни, на его самоопределение. Основное значение в нём придаётся изучению развития личности в процессе овладения разными видами деятельности.

Решение проблемы выбора профессии возможно только при её комплексном рассмотрении. Оба подхода представляют собой звенья одной цепи: сначала следует определить способности человека и затем помочь ему в подготовке к будущей профессии.

Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель  [9, с.162].

В психологии мотивации интерес рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и интерес как отношение.

Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательных (В.Вичев, А.К.Ковалёв, А.В.Петровский и др.), другие считают, что интерес – более сложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, В.Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе профессии. Например, интерес к педагогической деятельности может стать настоятельной потребностью поступления в педагогический вуз и получена в будущем профессии, связанной с данным видом деятельности.

Удовлетворяя потребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же время удовлетворяет другие потребности – в служении обществу, в самовыражении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же значительную роль при выборе профессии.

Профессиональный интерес не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта либо деятельности. Причем ещё в раннем детстве, когда ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И именно в этот момент интерес должен стать потребностью, которая будет выступать решающим мотивом при выборе профессии [23, с.5].

Однако следует помнить, что с интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности юноши либо девушки. Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.

 

 

глава 2. взаимосвязь уровня креативности и профессионального выбора старшеклассников

 

2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария

 

Целью проведения исследования стало определение взаимосвязь между уровнем креативности и профессиональным выбором старшеклассников. В исследовании приняли участие 30 учащихся 11-х классов СШ № 45 г.Минска (средний возраст – 17 лет).

Исходя из поставленной цели, в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:

  1. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)
  2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши)
  3. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности;

Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

Назначение теста Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста. Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Обработка данных теста. При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре "сырых" показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений - к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный "сырой" балл может быть равен 100, если не отмечены пункты "не знаю".

Если испытуемый дает все ответы в форме "может быть", то его "сырая" оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов "не знаю". Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов "может быть" (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов "не знаю" (-1 балл).

Чем выше "сырая" оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая "сырая" оценка) и слабые (низкая "сырая" оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный "сырой" балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши). В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

В данной работе мы использовали методику Йовайши, модифицированную в Хабаровском краевом центре занятости населения. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются:

  1. сфера искусства («человек – художественный образ»);
  2. сфера технических интересов («человек – техника»);
  3. сфера работы с людьми («человек – человек»);
  4. сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);
  5. сфера физического труда (склонность к подвижной деятельности);
  6. сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).

Инструкция: Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответа.Если вы полностью согласны с ответом «а» и не согласны с ответом «б», то после ответа «а» поставьте 3 балла, а после ответа «б» - 0 баллов.Если вы полностью согласны с ответом «б» и несогласия с ответом «а» после ответа «б» ставите 3 балла, после «а» - 0 баллов.Если вы согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для васи оцените его в 2 балла, менее предпочтительный в 1 балл.

Информация о работе Взаимосвязь креативности и подростков