Взаимосвязь показателей самоотношения и тревожности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи самоотношения и личностной тревожности подростков с учетом возрастной динамики.
Объект исследования: развитие самоотношения и тревожности подростков.
Предметом исследования является взаимосвязь личностной тревожности и самоотношения у детей подросткового возраста.
В процессе проделанной работы и исходя из цели, объекта, предмета исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. изучить феноменологию самоотношения личности;
2. рассмотреть исследование проблем тревожности в психологии;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы уровень ситуативной тревожности разделился на три уровня:

  1. низкий (17 человек) – из них 14 девочек и 3 мальчика;
  2. умеренный (13 респондентов) – из них 8 подростков женского пола и 5 мужского;
  3. высокий уровень (20 испытуемых) – 3 девочки и 17 мальчиков.

Что касается личностной тревожности, то она также определяется по трем уровням.

  1. низкий уровень (20 респондентов) – 18 девочек и 2 мальчика;
  2. умеренный уровень (13 человек) –6 девочек и 7 мальчиков;
  3. высокий (17 человек) – 1 девочка-подросток и 16 мальчиков-подростков.

 

Диаграмма 2

Оценка уровня ситуативной тревожности

Диаграмма 3

Оценка уровня личностной  тревожности

 

 

Исходя из этого, мы можем определить, что у мальчиков оказалась очень высока и ситуативная и личностная тревожность в отличие от девочек. Такая ситуация складывается с респондентами у которых была выявлена низкая тревожность. Большинство ответов показали, что у девочек уровень тревожности намного ниже.

Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации  при работе с тревожными детьми  с помощью индивидуальной коррекционной  работы.

 

 Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "я". Что рождает страхи и опасения?

Во-первых, не сложившиеся отношения со сверстниками, которые могут изменить не только отношения к школе, но и к жизни в целом, во-вторых, взаимоотношения с учителями. В-третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ценой, наказывают его, если таковых нет, при этом не помогают собственному ребенку преодолеть возникшие трудности. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство надолго сохраняется в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети избегают общения.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности подростков, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).

Чтобы снизить тревожность, избежать неврозов, необходимо оказать подростку психологическую поддержку – это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Психологическая поддержка – это процесс, где взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки; процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; процесс, который поддерживает ребенка при неудачах; процесс, который помогает ребенку избежать ошибок.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Подросток нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе.

Каждый ребенок, имеющий повышенный уровень тревожности нуждается в индивидуальной коррекционной работе. (6, с 78)

  • Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудач может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом.
  • Необходимо показать подростку, что неудача ни в коей мере не умоляет его личных достоинств.
  • Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов и т.д.
  • Центральную роль в развитии уверенности детей подросткового возраста в себе играет вера родителей и педагога в ребенка.
  • Очень важно создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах.

Предлагаем использовать следующие советы при работе с тревожными подростками:

1. Ни в коем  случае нельзя манипулировать  детьми, перетягивать их как канат, то в одну, то в другую сторону. Ни родители, ни учителя не  должны подрывать авторитет друг  друга. Борьба авторитетов чревата  не только тревогой, но и анархизмом, безверием ребенка.

2. Взрослый и  сам должен не быть противоречив  в своих поступках и действиях. Если сегодняшними решениями  мы зачеркиваем то, что провозгласили  вчера, это нужно честно объяснить  ребенку.

3. Прежде чем  настаивать на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы наверняка увидите то, что ему по-настоящему интересно, откликнитесь на его первые попытки найти что-то для души. Вы избавите его от тревожной необходимости сочетать то, что нравится вам (но безразлично или неприятно ему), с тем, что влечет самого ребенка.

4. Необходимо  ребенку доверять. Человек, живущий  среди тех, кто ему доверяет, – спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие порождает неуверенность, внутреннюю борьбу, тревогу.

5. Честность и доверие к ребенку – два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие детей. Третий кит – безусловное принятие ребенка. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.

6. Мы должны  доверять выбору детей. С кем  они дружат, куда ходят – это их личное дело. Очень важно, чтобы подросток сохранил искренние и глубокие контакты с кем-то взрослых, но не для контроля, а для своевременной помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки.

7. Уметь распознавать  проявления его тревоги, чтобы  не ругать за то, за что нужно  пожалеть, не требовать того, чего  ребенок не в состоянии выполнить.

8. Особое место  нужно уделять "ахиллесовым пятам" тревожного подростка и ситуациям, "запускающим" его переживания. Слабым местом тревожных детей часто являются повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.

9. Повышать самооценку  ребенка. Помогать ему находить  ситуации, в которых он один  из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.

10.Необходимо  учитывать, что тревожный ребенок  уже сам нашел какой-то способ  борьбы с тревогой. При всей  неадекватности, а порой нелепости  подобных способов, их нужно уважать, не высмеивать, а использовать, чтобы помочь ребенку. Особенно хорошим подспорьем являются фантазии. Попытайтесь ему подыграть.

11. Самыми неприятными  проявлениями тревожности являются  агрессивность и апатия. Ни в  коем случае нельзя отвечать  на агрессию агрессией. Апатия и безразличие – чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований. Ни в коем случае не пытайтесь расшевелить ребенка насмешками или пинками, укорами и фальшивыми посулами.

Наличие тревожности – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению, развитию ребёнка, познанию им мира и себя. Поэтому эту проблему нужно изучать и бороться с ней.

Важнейшей составляющей психопрофилактики является, естественно, и непосредственная психологическая работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха. При профилактике тревожности эта работа направляется, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, при психокоррекции, преодолении тревожности, а также, помимо этого, на индивидуальные «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка.

Существенна для него выработка собственных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных для человека, ситуациях. Важное место занимает подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности ситуации через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обсуждение возможных трудностей, обучение конструктивным способам поведения в них. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Такая работа требует значительного внимания психолога к школьнику и за пределами тренингов, групповых, индивидуальных занятий и других видов обучающих ситуаций. Необходимы длительная помощь, обсуждение со школьником практики реализации новых навыков и умений, разбор трудностей и ошибок, внесение коррективов в усвоенные способы, а самое главное – постоянная поддержка со стороны психолога. (6, с 99)

В целом анализ данных профилактической и коррекционной работы, в том числе и катамнестических, свидетельствует, что для повышения их эффективности во многих случаях требуется дополнительная «терапия среды», как семейной, так и общественной – школы.

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей и подростков должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.

В профилактике и преодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечение подростка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема личностного развития является предметом исследования в работах отечественных психологов (Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и др.) и зарубежных авторов (Р.Бернса, У.Джеймса, К.Роджерса, Г.Олпорта, Р.Кеттелла, Э.Эриксона и др.). Несмотря на многочисленные и многосторонние исследования, эта проблема поистине неисчерпаема.

Отечественными психологами установлено, что личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных норм сознания и поведения. Положение о социальной обусловленности личностного развития конкретизируется в признании ведущей роли взаимодействия ребенка с родителями, учителями, сверстниками. Последние годы отмечены заметным усилением внимания психологов к исследованию внутренних условий и детерминант становления и развития личности. В комплексе этих исследований можно выделить группу работ, посвященных изучению различных сторон самосознания, одного из существенных внутренних оснований развития и осуществления личности на разных этапах онтогенеза (И.С.Кон, А.И.Липкина, Г.Я.Розен, В.В.Столин и др.).

В литературе (И.С.Кон, В.В.Столин, В.Н.Мясищев, Д.Б.Эльконин) используется множество самых разнообразных терминов, раскрывающих понятие личностного развития: «я-идентичность», «я-концепция», «я-система», «представления о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я», «эмоционально-ценностное отношение» и т.п. 

В результате проведенного исследования взаимосвязи личностной тревожности с самоотношением подростков нами сформулированы следующие основные выводы.

Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В подростковом возрасте личностная тревожность становится целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей.

Информация о работе Взаимосвязь показателей самоотношения и тревожности личности