Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить тип родительских отношений.
3. Выявить статусное положение у подростков.
4. Установить взаимосвязь между типом родительского отношения и его статусным положением в группе сверстников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ХГУ ИНПО Рыжкова.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)




 
Содержание

 

 

Введение

Для ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина  и других, родительские отношения  – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с  ребенком (Е.О.Смирнова,  М.В.Быкова и  другие).  Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Цель работы: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.

Объект исследования: статусное положение подростка как показатель межличностного благополучия.

Предмет исследования: тип родительского отношения, статусное положение подростка.

Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между типом родительского отношения и статусным положением в группе сверстников.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме    исследования.

2. Выявить тип родительских отношений.

3. Выявить статусное положение у подростков.

4. Установить взаимосвязь  между типом родительского отношения и его статусным положением в группе сверстников.

Методологической основой  исследования выступают:

  • теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание подросткового возраста как особого периода в становлении личности.
  • теоретические положения Д.И. Фельдштейна о том, что в подростковом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков.
  • исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы исследования:

анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования.

  1. Эмпирические методы исследования:
  • Тест - опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  • Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков      была    использована     методика    выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей   в группе (социометрия).

Теоретическая значимость работы в том, что проведённое исследование позволит выявить взаимосвязь между типом родительского отношения и статусным положением подростка в группе сверстников.

Надежность и достоверность полученных результатов исследования была обеспечена использованием психодиагностических методик, экспериментальной проверкой гипотезы исследования, применением методов математической статистики, содержательным анализом полученных фактических данных и закономерностей.

Практическая значимость заключается в составлении коррекционных программ. Эти программы могут быть использованы педагогами-психологами в работе с подростками.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 37 источников и 2 приложений. Основное содержание работы изложено на 53 страницах. 

Глава 1. Проблемы межличностных отношений в психолого-педагогических исследованиях

    1. Понятие и общая характеристика межличностного отношения в отечественной и зарубежной психологии

Тема межличностных отношений рассматривается в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А., Коломинского, Столяренко Л.Д., Рогова Е.И., Дж. Морено и др.

В подавляющем числе случаев  межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти  всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Межличностное общение не только необходимый  компонент деятельности, осуществление  которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

При сравнении характера межличностного общения в разных объединениях людей  бросается в глаза наличие  сходства и различия. Сходство выступает  в том, что общение оказывается  необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. Вместе с тем, каждая общность характеризуется преобладающим в ней видом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельностью будет овладение знаниями, умениями и навыками, спортивной команды - выступление, рассчитанное на достижение запланированного результата в соревнованиях, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация досуга и др. Поэтому в каждом типе общностей четко просматривается преобладающий вид межличностного общения, обеспечивающий главную для этой общности деятельность.

Вместе с тем понятно, что  на то, как общаются люди в общности, оказывает влияние не только главная  для этой общности деятельность, но и обязательно то, что представляет из себя сама эта общность.

Общности, к которым принадлежит  человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается  в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к  ним интерес, а может быть, безразличие  или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать  в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение  к ней, выбирать наиболее отвечающие, по из мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность.

В настоящее время в психологии широко исследуется явление так  называемой совместимости или несовместимости  людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.

Сейчас для психологической  науки очень актуально, используя  сравнение, разработать типологию общения личностей, похожих друг на друга по определенным параметрам либо отличающихся друг от друга также по определенным параметрам. Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой деятельности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии, транзактном анализе и т.д.

В работах Л.С. Высотского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

Исключение составляют работы М.И. Лисиной, в которых предметом  исследования было общение ребенка  с другими людьми, понимаемое как  деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения  с другими и образ себя и другого.

Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников  была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический  пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношение к другим. Прежде всего, следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики.

В отличие от действия отношение:

1) не имеет цели и не может  быть произвольным;

2) не является процессом и,  следовательно, не имеет пространственно-временной  развертки; оно скорее есть  состояние, чем процесс;

3) не имеет культурно-нормированных  внешних средств осуществления  и, следовательно, не может  быть представлено и усвоено  в обобщенной форме; оно всегда  предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем, отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняется и преобразуется в действии и само формируется и возникает в действии. Личностный смысл является и образующей сознания (которое, как известно, предшествует действию) и главной характеристикой действия, и его результатом. Получаемое отношение может быть и источником действия, и его продуктом, но может и не быть, поскольку далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности.

В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет  исследовались довольно широко. В  этих исследованиях можно выделить три основных контекста:

1. Познавательные отношения - другой  как предмет познания. Наиболее  ярко это направление представлено  в работах А.А.Бодалева и его  последователей, в этом контексте  другой человек выступает как  предмет восприятия, понимания или познания. На основе интерпретации внешних характеристик составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств. Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания и понимания.

2. Эмоциональные отношения (или аттракции) - другой как предмет симпатии. Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств, в зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду либо чисто внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).

3. Практические отношения - другой  как предмет воздействия. Это  направление наиболее приближено  к практике человеческих отношений  и развивается, в основном, в русле психотерапии. Г.А.Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого:

1) объектная (или императивная);

2) субъектная (манипулятивная);

3) субъект-субъектная (диалогическая  или развивающая).

Главная черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. «Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы». [1, 86].

Межличностные отношения - субъективно  переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния  людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, «системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии». [13, 433]. Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:

Информация о работе Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников