Взаимосвязь тревожности и враждебности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование связи между тревожностью и враждебностью.
Задачи: 1. Дать теоретические понятия враждебности и тревожности
2. Провести исследования
3. Провести интерпретацию результатов
4. Сделать выводы по работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………......стр.3
Глава 1.Тревожность и враждебность. Основные понятия…… …….......стр.5
1.1.Тревожность, ее признаки и разновидности………………………......стр.5
1.2.Враждебность…………….……………………………………………...стр.10
1.3. Связь между тревожностью и враждебностью…………………...…..стр.13
Выводы по главе 1…………………………………………..........................стр.15
Глава 2. Эмпирическая часть…………………….…………………………стр.16
2.1.Описание выборки………………………………………………………стр.16
2.2.Методы, используемые в работе……………………………………….стр.16
2.3.Результаты исследования……………………………………………….стр.17
2.4.Интерпретация результатов…………… ………………………….…...стр.21
Выводы по главе 2…………………………..……………………………….стр.21
Заключение………..…………………………………………………………стр.22
Список использованной литературы……………………………………..стр.23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!! новая.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Институт  Права и Гуманитарного Образования

Кафедра Социологии и Психологии 
 
 

 
   Курсовая  работа

по дисциплине «Общая психология» 

на тему:  
«Взаимосвязь тревожности и враждебности»
 
 
 

                                                     Выполнила:                                                  

Величковская  О.А., группа ДГП-101

Руководитель  курсовой работы:                   

                                                                                                Куприна О.А., кафедра СиП

   
 
 
 

МОСКВА 2009 

Содержание  работы: 

Введение…………………………………………………………………......стр.3

Глава 1.Тревожность и враждебность. Основные понятия…… …….......стр.5

1.1.Тревожность,  ее признаки и разновидности………………………......стр.5

1.2.Враждебность…………….……………………………………………...стр.10

1.3. Связь  между тревожностью и враждебностью…………………...…..стр.13

Выводы  по главе 1…………………………………………..........................стр.15

Глава 2. Эмпирическая часть…………………….…………………………стр.16

2.1.Описание  выборки………………………………………………………стр.16

2.2.Методы, используемые в работе……………………………………….стр.16

2.3.Результаты  исследования……………………………………………….стр.17

2.4.Интерпретация  результатов…………… ………………………….…...стр.21

Выводы  по главе 2…………………………..……………………………….стр.21

Заключение………..…………………………………………………………стр.22

Список  использованной  литературы……………………………………..стр.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В настоящее время  увеличилось   число  тревожных  детей,  отличающихся повышенным беспокойством,  неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Любые психические явления представляют переживания каких-то материальных процессов в организме; поэтому психические явления могут возникать и реализовываться только через определенную деятельность организма.

     По снижению тревожности и ее преодолению работали многие психологи. Так, например, Рогов Е.И.  разработал коррекционную работу

с учащимися, испытывающими так называемую открытую тревогу. Психолог М.   Дорки   разработал    тест    на    выявление тревожности у детей. А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы  с тревожными детьми.

     Какими бы ни были проявления  тревоги, будет ли это ипохондрический  страх заболеть раком или страх  перед грозой, фобия высоты или  любой другой подобный страх, неизменно присутствуют два фактора: непреодолимая опасность и беззащитность перед ней. Иногда та пугающая сила, перед которой человек чувствует свою беспомощность, может восприниматься как идущая извне – гроза, рак, несчастный случай и тому подобное; иногда он ощущает, что угрожающая ему опасность исходит из его собственных неуправляемых импульсов – страх прыгнуть с высоты или нанести кому-то увечье; иногда опасность предстает как нечто смутное и неуловимое, что часто имеет место во время приступа тревоги. Однако такие чувства сами по себе не являются характерными для одной лишь тревоги; они могут быть точно такими же в любой ситуации, содержащей реальную непреодолимую опасность и фактическую беспомощность перед ней.

     В действительности враждебные побуждения различного рода образуют главный источник, из которого проистекает невротическая тревожность. Хорошо известно, что острое враждебное побуждение может быть непосредственной причиной тревожности, если его осуществление будет означать крушение целей «Я». Однако у подавляющего большинства людей непосредственная причинная связь между враждебностью и невротической тревожностью далеко не так очевидна. Поэтому для того, чтобы сделать понятным мое утверждение о том, что в неврозах нашего времени враждебные импульсы являются главной психологической силой, порождающей тревожность, необходимо  детальнее исследовать те психологические последствия, которые возникают в результате вытеснения враждебности.  

     Актуальность работы.

Цель: исследование связи между тревожностью и враждебностью.  

Задачи: 1. Дать теоретические понятия враждебности и тревожности

                 2. Провести исследования

                 3. Провести интерпретацию результатов

                 4. Сделать выводы по работе. 

Гипотеза: между тревожностью и враждебностью существует зависимость. 
 

      
 
 
 
 

Глава 1. Тревожность и  враждебность. Основные понятия. 

    1. Тревожность, её признаки и разновидности.

     Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

     В отличие от страха, который  порождается конкретными причинами  и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревожность обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко – воображаемой) человеку как личности.

     В психологии различают тревожность  как эмоциональное состояние  (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

     Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности – например, на экзамене и т.п.). В таких условиях тревожность может играть положительную роль, т.к. способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То есть ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня.

     Безразличие к трудностям и  безответственное отношение к  поставленным целям при полном  отсутствии ситуативной тревожности  снижает эффективность деятельности  и не позволяет добиться наилучших  результатов. Однако и повышенная  ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности. Таким образом, повышенная ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер. Оптимальным является такой уровень тревожности, который сопоставим с объективными условиями, ее вызвавшими, и который достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.

     Существуют так называемые возрастные  пики тревожности. На определенных  возрастных этапах повышение  тревожности бывает связано с неблагополучием в наиболее значимой для человека сфере деятельности. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6–7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом – общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.

     Ситуативную тревожность у детей  может провоцировать резкое изменение  привычной обстановки (например, расставание  с родителями, поступление в детский сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками. В школьном возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в том числе ответ у доски, контрольные работы и т.п. Для профилактики ситуативной тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Целесообразно предварительное «проигрывание» наиболее трудных ситуаций.

     Особого внимания требуют дети  с устойчивой личностной тревожностью. Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным. Специалисты, рассматривающие тревожность как свойство темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность как свойство темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность индивидуальными особенностями эндокринной и нервной систем. При рассмотрении тревожности как характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.

     Выделяется так называемая связанная  тревожность, проявляющаяся в  определенной сфере деятельности (школьная, межличностная и др.) и общая тревожность, распространяющаяся практически на все сферы жизнедеятельности.

     Преодоление личностной тревожности,  в том числе и школьной, требует  специальной психотерапевтической  работы, ориентированной на источник тревожности. От педагогов и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах. Важную роль играет также устранение тревожности у самих воспитателей с целью исключить возможность психического «заражения» ребенка этим состоянием.

     При обсуждении проблемы тревожности,  как и в случае многих других  проблем, Фрейд указал нам направление  движения. Он сделал это с помощью  своего основополагающего открытия того, что субъективный фактор, связанный с тревогой, лежит в наших собственных инстинктивных влечениях. Другими словами, как ощущение опасности, предвосхищаемое тревогой, так и чувство беспомощности перед нею вызываются взрывной силой наших собственных влечений. В принципе любое побуждение потенциально может вызвать тревогу при условии, что его обнаружение или осуществление будет означать нарушение других жизненных интересов или потребностей, и при том условии, что оно является достаточно сильным.

     По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность».

     Формированию неблагоприятного  усиления тревожности способствует  повышенная родительская требовательность  при недостаточном учете возможностей  ребенка. Тревожный ребенок постоянно  находится в состоянии повышенной тревожности, он ощущает, что «не дотягивает» до требований родителей, не совсем такой, каким его хотели бы видеть. Тревожность может формироваться еще и потому, что наряду с завышенными требованиями к ребенку он может оказаться в ситуации повышенного оберегания, чрезмерной заботы, предосторожностей.

Информация о работе Взаимосвязь тревожности и враждебности