Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студнтов к обчунию в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Влияние прошлого опыта на способ решения задач в настоящее время является актуальной проблемой. Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения (М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка).

Представители ассоциативной психологии, считали, что мышление - это процесс накопления ассоциаций, и оно не может исследоваться экспериментально. Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С.Милля, А. Бэна, Т.Цигена и др. Ученые Вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.) в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Также исследованиями в данной области занимались немецкие гештальтпсихологи М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка. Исследуя мышление, гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Исследователи разрабатывали влияние прошлого опыта на решение задач у детей и взрослого поколения. Так, изучая особенности мышления в разных возрастных выборках, ученные пришли к выводу, что возрастно-половые особенности имеют особое влияние на процесс мышления. (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И.)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния прошлого опыта на способ решения задач……..…………………………………………..…………………..4

1.1. Мышление как процесс решения задач……………………………………..4

1.2. Факторы, определяющие способ решения задач. ………...……………..…7

1.3. Особенности мышления в юношеском возрасте………………..………….9

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….12

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления в юношеском возрасте…………………………………………………………………………14

2.1 Организация и методы исследования………………………………………14

2.2 Результаты исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте……………………………………………………15

2.3 Рекомендации для юношей по развитию мышления как процесса решения задач………………………………………………………………………………18

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………….………22

Список использованной литературы…………………………………...………25

Приложения……………………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

глава1.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

1. Перед началом решения каких-либо задач (арифметических, химических, и т.п.) или проблемных вопросов поставьте перед собой четкую цель выполнения этих задач и определите область, в  которой находятся возможные варианты решения.

2. Нацельтесь на результат, который хотите получить. Нельзя с уверенностью сказать, успешно ли вы решите проблему, если изначально вы не отдаете себе отчета в том, что именно хотите получить. Образ конечной цели как бы притягивает к себе решение.

3. Движение к цели осуществляется  путем проб и ошибок, поэтому  не пугайтесь возможных временных  неудач – это ступени к успеху. Каждая возможная ошибка –  это новая ступень к нахождению  решению.

4. Анализируйте свои ошибки, а выводы направляйте на совершенствование своих умений. Анализируя ошибки, вы развиваете критичность своего мышления, способность находить слабые и сильные стороны в мыслительной деятельности.

5. Перед началом упражнений в решении задач попытайтесь отвлечься от всего прочего, очистить «голову от всех мыслей, которые не имеют отношения к нахождению решения».

6. Перед тем, как преступить к решению каждой последующей задачи попытайтесь мысленно составить ход логических рассуждений для ее разрешения. Действовать по составленному алгоритму значительно легче, чем искать решение наугад.

7. Не пытайтесь решать задачи одинаковыми способами, даже если у них приблизительно одинаковое смысловое содержание. Постарайтесь отыскать для новой задачи новое решение, не опираясь на прошлый опыт, полученный при решениях задач подобного типа. Найдите основу в каждой задаче и при решении старайтесь отталкиваться от этого.

8. Если решая какую-нибудь задачу, вы не видите способ ее решения, ненадолго отвлекитесь от упражнений в решениях (займитесь чем-нибудь посторонним, что не требует мысленного сосредоточения), и вернитесь к упражнениям спустя некоторое время.

9. Попробуйте решать несколько задач сразу. Благодаря этому вы сможете быстрее восстановить силы, переключаясь с одного на другое. Решая несколько задач одновременно, вы также развиваете широту своего мышления и инертность, то есть сможете переключаться от одной системы действий к другой.

10. Старайтесь упражняться  каждый день, решая задачи различной  сложности и содержания. Таким образом вы будете развивать у себя гибкость мышления. Будьте упорны.

 

 

 

 

Выводы по второй главе

1. В проведенном нами исследовании принимали участие 20 студентов второго курса факультета клинической психологии. Исследование проводилось в марте 2011 года на базе Оренбургской государственной медицинской академии. С помощью методики исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса мы изучили особенности мышления в юношеском возрасте, связанных с решением задач.

2. После проведения исследования, мы получили следующие результаты: нерациональные способы решения преобладают в экспериментальной группе - 78%, в контрольной группе количество нерациональных решений составляет 8%. Стереотип, выработанный в процессе решения оказал негативное влияние на способы решения задач у испытуемых экспериментальной группы.

3. Мы разработали рекомендации для юношей по развитию мышления как процесса решения задач. Разработанные рекомендации помогут юношам эффективно развивать мышление как процесс решения задач и качества мышления и находить оптимальные решения для каждой задачи или проблемной ситуации.

 

Заключение

Влияние прошлого опыта на способ решения различных задач в настоящее время является актуальной проблемой. Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказать и негативное влияние на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения (М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка).

Ученые разных направлений  давали разное определение мышлению, и порой их взгляды в толковании природы мышления расходились. Представители  ассоциативной психологии, считали, что мышление - это процесс накопления ассоциаций, и оно не может исследоваться экспериментально (Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С.Милль). Ученые  Вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.) в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление как внутреннее действие (акт).  Также исследованиями в данной области занимались немецкие гештальтпсихологи М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка. Гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт оказывает отрицательное влияние на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Исследователи разрабатывали влияние прошлого опыта на решение задач у детей и взрослого поколения. Так, изучая особенности мышления в разных возрастных выборках, ученные пришли к выводу, что возрастно-половые особенности имеют особое влияние на процесс мышления. (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И.)

Исследование особенностей мышления в юношеском возрасте имеет большое значение как для более глубокого понимания специфики развития вообще, так и для эффективности организации и осуществления образовательного процесса.

Мы провели исследования, в результате которых было выявлено, что в большинстве случаев прошлый опыт оказывает негативное влияние на способ решения задач.

В полученных нами результатах  видно, что количество нерациональных способов решения задач преобладает  в экспериментальной группе юношей. Было выявлено 78% нерациональных решений (39 способов). В контрольной группе количество нерациональных решений  значительно меньше – 8%(4 способа). Проведенные  нами исследования еще раз подтверждают точку зрения, предложенную гештальтпсихологом М. Вертгеймером. Он считал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление.

Как показало проведенное  нами исследование, среди факторов, оказывающих влияние на способ решение  задач, значительное место, занимают знания (прошлый опыт).

Они могут оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние. С одной стороны, чем больше знаний получил человек в, прошлом, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач. Действительно, для решения трудной задачи человек должен иметь необходимые специальные знания.

С другой стороны, как и показывают способы решения задач у испытуемых экспериментальной группы, знания могут ограничивать нас, приучать к использованию традиционных, стереотипных значений объекта. В этом смысле, чем меньше знаний человек получил в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения.

 В соответствии с полученными после проведенного исследования результатами, мы разработали рекомендации для юношей по развитию мышления как процесса решения задач, которые могут помочь им находить оптимальные способы решения задач, и не оказаться под пагубным влиянием стереотипных способов.

Таким образом, в процессе проведенного исследования, поставленные нами задачи реализовались и гипотеза подтвердилась.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.-672 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18   «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Годфруа Ж. Г59    Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.

4. Психология. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.

5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989

6. Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон. Факторы, определяющие решение задач http://www. Psychology-OnLine.Net

7.Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

8.Психология. Словарь/ под общ. Ред. А. В. Петровского, М, Г, Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

9.Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432с. (Серия «Психологическая энциклопедия»).

10. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии /Под ред. А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская, СПб: Издательство "Питер", 2000. - 685с.

 

 

Приложения

Методика Исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса)

Методика предназначена для экспериментального исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач.

Групповой протокол занятия

Номер     задачи

Количество нерациональных способов решения, контрольная группа

Количество нерациональных способов решения, экспериментальная  группа




... 
10 
Общее количество, %

   

 

Эксперимент с помощью  методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть — двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Оснащение опыта. До начала занятий надо заготовить два бланка — 1-й и 2-й — с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Для обработки и анализа результатов необходимо подготовить форму группового протокола, которую записывают на доске.

Порядок проведения опыта. Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной — экспериментальной — выдают бланк 1, второй — контрольной — бланк 2. Подчеркнем, что важнейшим условием проведения опыта является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради.

Инструкция испытуемым: «На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-и до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается».

Обработка результатов:

1. Каждый испытуемый у  себя проставляет число рациональных  и нерациональных решений всех  задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют только одно решение,  т. е. их решение всегда рационально.  Критерием же нерациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий — двух, одного или никакого, т. е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых  пользовалось нерациональным способом  решения отдельно в экспериментальной  и контрольной группах. По лученный  результат записать в групповой  протокол.

3. При соблюдении процедурных  особенностей проведения опыта  в ходе анализа его результатов  в большинстве случаев удается  показать, что у испытуемых экспериментальной  группы под влиянием усвоенного  способа решения задач 1-5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. У Лачинса большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

Пример материала методик.

Бланк 1. Предназначен для экспериментальной группы.

1. Даны три сосуда, емкость  которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить  ровно 10 литров воды?

2. Даны три сосуда, емкость  которых 37, 24 и 2 литра. Как отмерить  ровно 9 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость  которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить  ровно 13 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость  которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость  которых 29, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость  которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить  ровно 10 литров воды?

7. Даны три сосуда, емкость  которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость  которых 30. 12 и 3 литра. Как отмерить  ровно 15 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость  которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

10. Даны три сосуда, емкость  которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

 

 

 

 

 

Бланк 2. Предназначен для контрольной группы.

1. Даны три сосуда, емкость  которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров вод?

2. Даны три сосуда, емкость  которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить  ровно 12 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 15 литров воды?

4. Даны три сосуда, емкость  которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость  которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности и социальной адаптации у студнтов к обчунию в вузе