Взаимосвязь эмоций и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 09:29, реферат

Краткое описание

У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами и овладения теориями, как процесс накопления информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Биологическая и психологическая природа эмоций…………………..5
1.1. Понятие об эмоциях…………………………………………….……..5
1.2. Виды эмоций…………………………………………………………...6
2. Взаимосвязь эмоций и мотивации……………………………………...9
2.1. Происхождение эмоций……………………………………………….9
2.2.Теория мотивации…………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………..20
Библиографический список…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

_____________________

1Изард К.З. Психология эмоций.- СПб.: Питер,1999.-464с.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Классическая психоаналитическая теория почти не обращается к дискретным эмоциям, хотя и подчеркивает важность некогнитивных феноменов, или аффектов, в человеческом поведении. В своих ранних работах Фрейд рассматривал аффекты как мотивационные переменные, заложив тем самым основы психодинамической традиции в психологии и психиатрии. Несмотря на то, что его понимание инстинктивных влечений как источника мотивации серьезно критикуется или полностью отвергается некоторыми современными теоретиками психоанализа, предложенное им понимание мотивационных феноменов как продуктов взаимосвязи представления и аффекта получило свое развитие и приобрело новое звучание.

Фрейдовское понимание мотивации отчетливо проглядывает в концепциях желания, выдвинутых Кляйном и Холтом; оно же, по всей видимости, повлияло на теорию эмоций Дала, который рассматривает эмоции как фундаментальные мотивы, равно как и на взгляды Сингера, истоками которых являются одновременно психоанализ и теория дифференциальных эмоций. Кроме того, оно непосредственно повлияло на работы Хелен Льюис, в которых исследуется роль эмоций стыда и вины в развитии личности, - эти работы представляют собой современное истолкование взглядов Фрейда и служат развитием идей, заложенных в работах Уиткина.

Сторонники измерительного подхода к проблеме эмоции, в отличие от психоаналитической теории, особенно в современном ее варианте, не столь жестко связывают эмоции с функционированием личности. Этот подход был заложен Спенсером, его пониманием эмоций (переживаний) как измерений сознания или состояний сознания; он оформился в самостоятельное направление, когда Вунд предложил оценивать эмоциональную сферу сознания такими количественными мерами, как «удовольствие – неудовольствие», «расслабление – напряжение» и «спокойствие – возбуждение».

Основываясь на концепциях Спенсера и Вундта, Даффи предположила, что любой поведенческий акт можно объяснить в терминах организмического возбуждения (уровня напряжения, или энергии). Она рассматривает эмоцию как точку или ряд точек на шкале возбуждения. То есть эмоция, по мнению Даффи, представляет собой высший уровень напряжения, или энергетики, в тканях организма. Такой подход, равно как и подход Линдсли, позволяет говорить о количественной мере эмоции и отрицает ее качественное разнообразие.

В ходе исследований, проводившихся в рамках данного подхода, были получены данные, которые убедительно свидетельствуют о том, что качественно различные эмоции могут быть представлены как точки или группы точек в многофакторном пространстве. Как показано в исследовании Бартлета и Изарда, такие критерии, как «удовольствие», «напряжение», «самоуверенность» и «импульсивность», могут быть полезны в описании субъективного опыта переживания дискретных эмоций.

В рамках данного подхода Арнольд определяет эмоцию как ощущаемую индивидом тенденцию к действию и отличает эмоцию от биологического драйва, с одной стороны, и мотива (импульс к действию плюс когнитивный процесс) – с другой. Свой вариант когнитивной теории эмоций предлагает Шехтер, определяя эмоцию как недифференцированное возбуждение плюс когнитивный процесс. Он считает, что в основе всех эмоций лежит одно и то же физиологическое состояние возбуждения, а качественные различия между эмоциями обусловлены оценкой ситуации, вызвавшей это возбуждение.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

 

1. Абдурахманов  Р.А. Введение в общую психологию.- М.:МПСИ,2003.-304с.

2. Абрамова Г.С. Общая психология.- М.: ПРОСПЕКТ,2002.-496с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Издательство МГУ, 1990.-367с.

4. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс 2000.-1008с.

5. Гальперин П.Л. Введение в психологию.- М.: Университет,2000.-336с.

6. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологической активности. – М.: Политиздат, 1991.-319с.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М.: Политиздат,  1989.

8. Изард К.З. Психология эмоций.- СПб.: Питер,1999.-464с.

9. Козлов Н.И. Формула личности. – СПб: Питер, 1999.-368с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер,2003.-592с.

11. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: ПРОСПЕКТ,2001.-584с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение 1

 

Виды эмоций и мотивации

Виды эмоций

Виды мотивации

1. Аффект (гнев, ярость, ужас, бурная  радость, глубокое горе, отчаяние)

2. Собственно эмоции (более длительные, распространяются не только на  текущие события, но и на вероятные  или воспринимаемые)

3. Чувства (страсть, порыв, увлечение)

4. Настроение (радостное или печальное; веселое или угнетенное; бодрое  или подавленное и т. д.)

5. Эмоциональный стресс (эмоциональная  реакция человека от бурных  взрывов страсти до тонких  оттенков настроения)

1. Голод

2. Жажда

3. Усталость

4. Секс

5. Избегание боли

6. Поиск комфорта

7. Потребность в выведении продуктов  жизнедеятельности


 

 


Информация о работе Взаимосвязь эмоций и мотивации