Виды влияния направлен на рациональную часть психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Существует несколько видов психологического влияния на личность. Ниже представлена краткая характеристика каждого из них.
Убеждение - сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

(Текстильный институт  ИВГПУ)

 

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: «Психология и педагогика»

 

Вариант №10

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил: Студент 5 курса

Кашников А.А.

                                                                                                            Проверил: Костина М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваново – 2014  г.

Вопрос 1

 

Этот вид влияния  направлен на рациональную часть  психики человека, он представляет собой логически аргументированное доказательство, цель которого воздействовать на адресата таким образом, чтобы он изменил свои взгляды или намерения либо, напротив, утвердился в правоте своей позиции. О каком виде влияния здесь говорится?

 

 

Существует несколько видов психологического влияния на личность. Ниже представлена краткая характеристика каждого из них.

Убеждение - сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Средства влияния. Предъявление адресату ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах. Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения. Получение согласия на каждом шаге доказательства (метод Сократа).

Конструктивный вид влияния  при условии, что мы ясно и открыто  сформулировали партнеру цель нашего воздействия.

Самопрезентация - открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуациях профессионального отбора.

Средства влияния. Реальная демонстрация своих возможностей. Предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др. Раскрытие своих личных целей. Формулирование своих запросов и условий.

Характеристика конструктивности или неконструктивности. Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы.

Внушение- сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей с целью изменения их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Средства влияния. Личный магнетизм. Личный авторитет. Уверенность вербального и невербального поведения. Отчетливая, размеренная речь. Использование условий и обстановки, усиливающих внушение (освещение, звуки, ритуалы). Выбор наиболее внушаемых людей.

Характеристика конструктивности или неконструктивности. Спорный вид влияния; внушение – это всегда проникновение через «черный ход» сознания; цели инициатора внушения могут не совпадать с целями адресата.

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние. Передаваться и усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно.

Средства влияния. Высокая энергетика собственного поведения. Артистизм в исполнении действий. Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действий. Постепенное наращивание интенсивности действий. Взгляд в глаза. Прикосновение и телесный контакт.

Характеристика конструктивности или неконструктивности. Неоднозначный вид влияния, особенно если непроизвольно передаются неблагоприятные состояния – апатия, тоска и т.п. заражение интересом, энергией считается, как правило, конструктивным.

Пробуждение импульса к  подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать также может быть произвольным и непроизвольным.

Средства влияния. Публичная известность. Демонстрация высоких образцов мастерства. Явление примера доблести, милосердия, суждения идее. Новаторство. Личный магнетизм. «Модное» поведение и оформление внешности. Призыв к подражанию.

Характеристика конструктивности или неконструктивности. Спорный вид влияния; считается конструктивным в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу.

Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Средства влияния. Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.

Характеристика  конструктивности или неконструктивности. Спорный вид влияния; в нашей культуре иногда считается разрушительным для того, кто просит, в американской культуре считается законным.

Формирование  благосклонности - развитие у адресата положительного отношения к себе.

Средства влияния. Проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности. Высказывание благоприятных суждений об адресате. Подражание адресату. Оказание ему услуги.

Характеристика  конструктивности или неконструктивности. Неоднозначный вид влияния, поскольку может содержать в себе элемент манипуляции: «невинный» обман в форме хвастовства или лести, «невинный» подкуп и шантаж после оказания услуги и др.

Принуждение - требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается инициатором как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны.

Средства влияния. Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений. Запугивание возможными последствиями. Угроза наказанием, физической расправой.

Характеристика конструктивности или неконструктивности. Неоднозначный вид влияния; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях.

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отнимает у него веру в себя.

Средства влияния. Принижение личности партнера по общению («Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь»). Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, национальности, тембра голоса и др. Высказывание справедливых критических замечаний адресату, который находится в состоянии ошеломленности и подавленности неудачей.

Характеристика конструктивности или неконструктивности. Неконструктивный вид влияния; противоречит потребности человека в ощущении собственной значимости и силы, уважении других.

Игнорирование - умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности со стороны партнера.

Средства влияния. Демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей». Невербальное поведение, указывающее на то, что присутствие партнера не замечается. Невыполнение обещаний. Молчание и отсутствующий взгляд в ответ на вопрос или упрек. Внезапная смена темы разговора.

Характеристика  конструктивности или неконструктивности. Неоднозначный вид влияния: может как принижать адресата, так, и, напротив, помогать ему «сохранить лицо».

Манипуляция  - скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат  считал эти чувства, мысли и действия своими собственными и признавал себя ответственным.

Средства влияния. Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании. Поддразнивающие высказывания («Тебя что, так легко расстроить…»). Подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать»).  «Невинный» обман, введение в заблуждение. Преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, «глупости» для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за него работу.

Характеристика  конструктивности или неконструктивности. Неконструктивный вид влияния, поскольку адресат поставлен в положение  живой машины, выполняющей чужой замысел. Адресату влияния бывает трудно простить такой скрытый контроль над собой, даже если манипулятор стремится действовать ему во благо. Манипуляция противоречит потребности в ощущении собственной значимости.

Из всего перечисленного следует, что в вопросе говорится  об убеждении личности.

 

 

 

 

Вопрос 2

Как называется зависимость  восприятия человека от содержания его  психической жизни, от установок, ожиданий и прошлого опыта?

Зависимостью восприятия человека от содержания его психической  жизни, от установок, ожиданий и прошлого опыта называется Апперцепция.

 

Вопрос 3

Чем определяется ролевая  функция человека в той или  иной группе?

Ролевая функция представляет собой точку наименьшего интереса для самой личности. Содержание, соответствующее этой функции, находится вне зоны приоритетов человека. Как следствие, человек эту функцию не стремится развивать, и она остается в ряду слабых.

Ролевая функция определяется запросами и стандартами общества.

 

Вопрос 4

Наука, изучающая закономерности, формы и методы обучения и воспитания. О какой науке идет речь?

Речи идет о науке  под названием Педагогика.

 

Вопрос 5

Охарактеризуйте виды памяти и методы запоминания.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Традиционно психологи, которые традиционно первыми  стали экспериментально изучать  память, выделяют шесть видов памяти: двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений; образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д. ); словесно- логическую(свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д. , этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

- непреднамеренное (или непроизвольное)

- преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание. В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.

В отличие от непроизвольного  запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой  определенную цель запомнить некую информацию и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

Информация о работе Виды влияния направлен на рациональную часть психики человека