Виды деятельности и закономерности формирования различных видов деятельности в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что деятельность является неотъемлемой частью нашей жизни, и вопросы ее исследования всегда были важными и необходимыми. К тому же изучение ребенка дошкольного возраста, процессов его развития всегда помогут любому человеку понять своего ребенка и тем самым помочь наиболее активно развить в нем какие – либо способности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1.ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….
1.1 Определение деятельности………………………………………………….
1.2 Основные характеристики деятельности человека……………………….
1.3 Мотива¬ция деятельности……………………………………………………
2. РАЗВИТИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..
2.1 Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста…………………
2.2 Трудовая деятельность детей дошкольного возраста……………………
3.Деятельность и психические процессы………………………………………
4.Умения, навыки и привычки………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, деятельность также можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.[7, с. 289].

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, 
особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

В данной работе были рассмотрены основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.

Общественный труд навсегда выделил человека из мира животных. Являясь необходимым условием существования и развития человечества, труд есть та основа, на который происходит психическое развитие личности.

Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуется направленностью на овладение знаниями, выработку определенных умений и навыков. Учение как самостоятельный вид деятельности выделилось в ходе исторического развития человечества в результате непрерывного усложнения труда, постоянного накопления запаса знаний, умений, навыков.

Понятно, что овладение всем объемом знаний, умений и навыков является нелегким трудом, требует волевых усилий и напряжений как умственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихся развиваются волевые качества, необходимые в труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой ум знания. Таким образом, процесс обучения в общеобразовательной школе есть необходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовой деятельности. 

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Посредством игры ребенок познает предметы и явления действительности, готовиться к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, задатки характера. Игра для ребенка, как говорил А.С. Макаренко, «имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

В заключение своей работы, хотелось бы отметить, что благодаря своей деятельности, человек познает окружающий мир,  преобразовывает его с творческой стороны, самого себя, условия своего существования. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных. А также отличительной чертой является то, что деятельность человека носит не только потребительский характер, а скорее, творческий.

А благодаря различной мотивации организации форм видов деятельности, у человека проявляются те качества, которые очень важны и необходимы в нашем обществе. Такие как – чувство долга и ответственности. А также все эти виды деятельности носят развивающий характер, человек интеллектуально и личностно растет, с самого детства, начиная с игры.

Поэтому, на мой взгляд, виды деятельности и их развитие так необходимы человечеству.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

1 .  Андреева Г. М. Социальная психология – М: Аспект Пресс, 2000 – 375 с.

2 . Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 230 с.

3 . Бондарчук О.И. Экспериментальная психология: Курс лекций – М.: МАУП, 2003 – 120 с.

 4 . Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 4. — М., 2008 – 283 с. (Проблемы развития высших психических функций: 6—164.)

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека» - М.: Пед. Общество России, 2001 – 276 с.

6 . Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М., 2008. (Психологическая теория деятельности: 95—128.)

7 . Гуревич П.С. Психология: Учеб пособие. - М: Знание, 2001.- 408 с.

8 . Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 2012. (Ж.Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247.)

9 . Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 2006. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)

10 . Дружинин В.И. Экспериментальная психология – 2 е изд. ДОП. – СПб.: Питер, 2000. -320 с.

11 . Зинченко П.И. Непроизвольное  запоминание. — М., 2001. (Непроизвольное запоминание и деятельность: 141—221.)

12 . Истомина З.М. Развитие  памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.)

13 . Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. - М: АГАР, 2003.- 612 с.

14 . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2002 (1975). (Проблема деятельности в психологии: 73—123. Деятельность и сознание: 124-158. Деятельность и личность: 159—189.)

15 . Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

16 . Общая психология. — М., 2006. (Деятельность: 93—130.)

17 . Популярная психология: Хрестоматия. - М,2000.- 502 с.

18 . Рубинштейн С Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М.,

2009. (Действие и деятельность: 14—64. Игра: 64— 75. Учение: 75—93.) Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 2005. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Развитие восприятия и деятельность: 147—205.)

 19 . Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М, 2004. – 378 с.

                20. Шихириев П.Н. Современная социальная психология – Екатеринбург: Деловая книга, 2000 – 466 с.

21. Урунтаев Г.А. Дошкольная  психология [Электронный ресурс] / Г.А. Урунтаева – Электрон. Ст. – М., 2001. – URL, свободный. Яз. Рус. – (Дата обращ.: 28.04.2014).


Информация о работе Виды деятельности и закономерности формирования различных видов деятельности в дошкольном возрасте