Виды и принципа клинико-психологической диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 22:10, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить принципы и виды клинико-психологической диагностики.
Задачи работы:
Раскрыть понятие диагностики в клинической психологии.
Рассмотреть различные подходы к выделению видов клинико-психологической диагностики.

Содержание

Введение
1.Понятие клинико-психологической диагностики………………5
2.Виды и принципа клинико-психологической диагностики…..7
Заключение…………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат клинич. психология.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

Синдром - это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

Использование понятий симптома и синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, поскольку раскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, что важно для распознавания сущности нарушения.

На проявление симптомов влияют такие факторы, как возраст, пол и культура, в которой воспитывался человек (контекст поведения).

В детском и подростковом возрасте очень сложно провести четкую границу между болезненными нарушениями и допустимыми отклонениями в психическом развитии, поскольку психика и личность ребенка еще только развиваются.

В детской клинической психологии, придерживающейся нозологического принципа диагностики расстройств, действует нормативистский подход к определению психической нормы и патологии, который заключается в следующем: нормой считается то, что соответствует социально определенным задачам развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Вместе с тем в детской клинической психологии наряду с выраженным нормативистским уклоном есть тенденция рассматривать процесс психического развития в тесной связи с формированием биологически целесообразного оптимума функционирования органических процессов, обеспечивающих психическую активность ребенка.

Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничения нормальной и нарушенной психической деятельности (или поведения). Здесь существенное значение для диагностики имеют целостные субъективные переживания пациента и его собственные трактовки своего состояния.

Феноменологически ориентированное клинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа:

  • принцип понимания,
  • принцип эпохе (воздержания от суждения),
  • принцип беспристрастности и точности описания,
  • принцип контекстуальности.

Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.

Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.

Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента.

Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена.

Ряд публикаций содержит следующее деление на виды клинико-психологической диагностики.

Диагностика бывает:

1)         нозологическая;

2)         топическая - заключается, главным образом в помощи психологов в нахождении поражённой области мозга поражения мозга;

3)         индивидуально-психологическая - основана на диагностике личности человека, для того, чтобы узнать его предрасположенность к разным болезням посредством его личных черт и особенностей, а также этот способ позволяет сделать коррекционные и реабилитационные рекомендации после болезни;

4)         диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза с целью выявления случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

5)         диагностика, взаимосвязанная с разными способами психологического влияния. Психологическая диагностика должна быть до момента какого-либо воздействия.

Согласно определения авторов пособия [Тиганов] диагностика бывает негативная и позитивная.

Негативная - это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологических механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др.

Позитивная диагностика используется для выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и т.п.)

Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:

1. Клинические

-    дифференциально-диагностическую

-    топическую

2. Диагностику структуры и степени  выраженности нарушений психической  функции

3. Диагностику личностных особенностей  пациента

4. Диагностику аномалий развития  в детском возрасте

5. Экспертизы

-    военно-врачебную

-    врачебно-трудовую

-    судебно-психиатрическую

6. Медико-педагогическую

7. Реабилитационную

8. Психокоррекцию.

Приведенная выше классификация видов диагностики в клинической психологии, является наиболее полной и практически ориентированной без излишнего философского анализа.

Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов.

В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики.

Как правило, психологические методы, используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания чисел; для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание словцифр, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существует также множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.

Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного, а расширяют возможности этого анализа.

Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот подход характеризуется следующими критериями:

1) экспериментальные методики не  унифицированы, а являются направленными  на изучение нарушений определенного  вида патологии психики (например, метод формирования искусственных  понятий)

2) эти методики строятся по  принципу моделирования определенных  ситуаций, требующих от больного  выполнения заданий, в процессе  выполнения которых и появляются  интересующие экспериментатора  патологические явления (например  метод исключения предмета).

Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).

 

 

 

 

 

Заключение

 Таким образом, цель клинико-психологической диагностики — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи. 
Диагностика может быть:

1. Клиническая

-    дифференциально-диагностическая

-    топическая

2. Диагностика структуры и степени  выраженности нарушений психической  функции

3. Диагностика личностных особенностей  пациента

4. Диагностика аномалий развития  в детском возрасте

5. Экспертизы

-    военно-врачебную

-    врачебно-трудовую

-    судебно-психиатрическую

6. Медико-педагогическая

7. Реабилитационная

8. Психокоррекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Зейгарник Б. В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2000.

2.   Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

3.   Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001. — 592 с.

4.   Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

5.   Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии.- М.-2003 г.

 

 

 


Информация о работе Виды и принципа клинико-психологической диагностики