Виды и функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 04:06, реферат

Краткое описание

Общение - это важная часть жизни. Все человеческие начинания
полностью зависят от того, насколько исчерпывающими знаниями
подлинных основ общения мы обладаем.
Общение - это достижение, которое привело к гораздо более глубокому
пониманию самой жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
1.Понятие, виды и функции общения………………………………….…...…..4
2.Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…………….…11
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы.....………

Вложенные файлы: 1 файл

общение реферат.docx

— 392.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУВПО «АмГУ»)

Кафедра психологии и педагогики

 

Реферат

Тема: Виды и функции общения.

 

 

 

Выполнила

студентка группы 373 сб                        ___________       Л.Г.Денисенко

 

Проверила

__________________                              ____________      О.Д.Стародубец

 

 

 

 

Благовещенск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3

1.Понятие, виды и функции общения………………………………….…...…..4

2.Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…………….…11

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы.....……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Как получается, что человек говорит что - то, а другой человек его слушает и понимает? Как человек слушает? Как человек узнаёт, что его услышали и поняли?  Всё это - моменты, связанные с общением.

Общение - это важная часть жизни. Все человеческие начинания полностью зависят от того, насколько исчерпывающими знаниями подлинных основ общения мы обладаем.

Общение - это достижение, которое привело к гораздо более глубокому пониманию самой жизни.

 Общение, в сущности, представляет  собой перемещение частицы из  одной части пространства в  другую. Частица - это то, что передают  посредством общения; частицей может  быть объект, письменное послание, устное слово или идея. Это  и есть самое общее определение  общения.

Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения.

 

  1. Понятие, виды и функции общения

Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение - важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:

Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимость сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (часто бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты).

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В структуре общения выделяют три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникативный компонент общения заключается в передаче информации от одного участника общения к другому, в воздействии на поведение, в формировании мнения, установок.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Специфика коммуникации в человеческом общении заключается в следующем:

1. В одновременной активности  всех участников общения. В общении  и тот партнер, который передает  информацию, и тот, который ее  воспринимает, являются активными  участниками коммуникативного процесса (субъектами общения);

2. В важности правильного  понимания передаваемой информации. Для того чтобы правильно понять  собеседника, мы должны использовать  слова, смысл которых мы понимаем  одинаково, «говорить на одном  языке»;

3. В значимости ситуации  коммуникации. Правильное понимание  партнера по общению зависит  от одинакового понимания партнерами  ситуации общения;

4. Партнеры по общению  обладают психологическими особенностями, влияющими на восприятие и  переработку информации (например, робость, застенчивость или, напротив, агрессивность).

Причинами плохой коммуникации могут быть:

стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

«предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

плохие отношения между людьми - если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача информации невозможна без использования знаковой системы. Коммуникация в человеческом общении основывается на использовании нескольких видов знаковых систем - так называемых средств общения. В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы - устной и письменной. Устная речь как знаковая система характеризуется экономностью (за счет изменения порядка слов, пропуска отдельных частей предложения). Недостатки устной речи - неоднозначность, наличие слов-паразитов, речевые ошибки. Письменная речь как знаковая система характеризуется точностью и однозначностью передаваемой информации; ее недостатки - громоздкость и наличие штампов.

Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем. Функции невербальной коммуникации: дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.

В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:

1. оптико-кинетическая знаковая  система, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику (позы тела);

2. паралингвистическая знаковая  система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности);

3. экстралингвистическая  знаковая система (паузы в речи, смех, плач и другие неречевые  включения, а также темп речи);

4. организация пространства  и времени общения (например, допустимая  величина опоздания, длительность  общения, особенности взаимного  расположения партнеров по общению  друг относительно друга и  т.д.);

Перцептивный компонент общения.

Понятие «социальная перцепция» описывает процессы восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, больших и малых групп и отдельных личностей).

Особенностью социальной перцепции является многообразие входящих в нее процессов. В процессе общении мы не просто воспринимаем особенности поведения и внешности партнера, на основе этой информации мы пытаемся сделать выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков. Механизмами понимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция.

Идентификация представляет собой отождествление себя с партнером по общению, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик на состояние партнера по общению.

Информация о работе Виды и функции общения