Виды и функции общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.

Содержание

Введение
Понятие, виды и функции общения
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Практикум
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

виды и функции общения.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;

принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.

Таким образом, восприятие предстает  не как пассивный процесс, при  котором мы автоматически реагируем  на полученные стимулы, но как процесс  активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят  от нас, воспринимающих этот мир.

Особенности человеческого  восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и  следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что  именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у  нас могут возникать трудности  в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять  насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно  пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Сформулированные правила  позволяют в общем процессе человеческого  восприятия все же выявить то, что  отличает восприятие людьми предметов  от восприятия людьми друг друга.

Первая особенность связана  с тем, что субъект и объект межличностного восприятия - в данном случае это люди - принципиально  подобны. Следствием этого утверждения  становится то, что индивид (субъект  восприятия), делая заключение о  состоянии или намерениях другого  лица, в максимальной степени склонен  и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт. Другими словами, мы допускаем, что  в какой-то степени опыт другого  человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам  более точно его воспринимать. Правда, эта же наша способность  может приводить к серьезным  ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании.

Вторая особенность обусловлена  следующим. Если человек допускает  ошибку при восприятии предмета (например, примет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят обнаружить ошибку. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о  его целях или намерениях значительно  сложнее не только проверить, но и  исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Paзумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой  другую, значительно влияя на последующий  характер межличностной коммуникации.

Итак, главным регулятором  в построении общения является тот  образ партнера, то представление  о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут  обращены коммуникативные послания. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке.

Каждый из нас имеет  собственные представления и  суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении  о другом человеке. Вопрос о степени  объективности формирующегося первого  впечатления связан с вопросом о  роли понимания ситуации общения  для построения образа другого. В  разных ситуациях нам требуются  такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить  свое поведение и коммуникацию с  ним. В конкретных условиях не нужно  знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится  в данной ситуации, чего от него ждать  сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность.

Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого  впечатления на восприятие, что может  повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие  могут усилить некоторые психологические  особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота  и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности  в себе, присущее ему отношение  к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют  действительности, то он обычно не заинтересован  в получении обратной связи. В  этом случае воздействие первого  впечатления может оказаться  решающим. Большинство из нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, на которое  невозможно повлиять.

Проецирование. Познающий  может вкладывать свои состояния  в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой  личности могут отсутствовать. Психологи  обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у  которых эти черты отсутствовали.

Эффект ореола. Это тенденция  воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном  качестве человека на все его другие качества.

Действует несколько типовых  схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере - социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно  важном, значимом для воспринимающего, неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические  качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них  параметру. Так, если я болезненный  и слабый, но хочу быть здоровым и  сильным и встречаю пышущего здоровьем  и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам - в моих глазах он будет  и красив, и умен, и добр.

При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному  для нас параметру; мы оцениваем  его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам  равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что  превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту  ошибку восприятия стали называть действием  фактора превосходства.

Другая ошибка, связанная  с действием эффекта ореола, заключается  в том, что если человек нам  нравится внешне, то одновременно мы склонны  считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать  многие его психологические характеристики.

Еще одна схема запуска  эффекта ореола связана с действием  фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам  значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к  нам плохо.

Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект  ореола» проявляется в том, что  общее позитивное впечатление о  человеке приводит к переоценке, а  негативное впечатление - к недооценке неизвестного нам человека. Если в  ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов - превосходства, привлекательности  или отношения к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.

Стереотипизация. Социальные стереотипы - основа формирования первого  впечатления, а социальная стереотипизация - главный механизм этого процесса. Социальный стереотип - устойчивое представление  о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или  иной группы. Любой социальный стереотип  является порождением определенной группы людей, и отдельный человек  пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или  иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта  человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы - следствие ограниченного  опыта, невежества, плод скороспелых  обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству  людей.

Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп  друг о друге, и адекватно они  могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей  как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно: по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации  и актуализируется соответствующий  социальный стереотип. Для запуска  этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа; главное - не ошибиться в ориентировке.

Ситуации первой встречи  относятся именно к межгрупповому  уровню общения. Поскольку в ней  основное - решить вопрос о групповой  принадлежности партнера, то наиболее важными характеристиками партнера оказываются те, что позволяют  отнести его к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. Все  остальные черты и особенности  индивида просто достраиваются по определенным схемам. Если общение ограничено по каким-то причинам только межгрупповым уровнем, то такая схема восприятия всегда приводит к успеху.

Вместе с тем стереотипизация  предполагает определенную оценку и  неизвестных воспринимающему свойств  и качеств его партнера, что  может привести к неадекватному  общению в дальнейшем, за пределами  ситуации первой встречи, когда потребуется  точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических  качеств.

Таким образом, восприятие другого  всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более  точно в отношении главных  в данный момент характеристик и  менее точно в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.

Важно отметить следующее. Почти  каждый взрослый человек, имеющий достаточный  опыт общения, вполне способен точно  определить наиболее значимые характеристики партнера - его социально-демографическую  и профессиональную принадлежность, психологические черты. Однако эта  точность высока только в нейтральных  обстоятельствах, когда устранены  все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми и единственной задачей является точное и полное восприятие другого  человека. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем, или иным причинам друг в друге, тем выше вероятность ошибок.

При изучении коммуникационных навыков важным становится вопрос о  том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем  восприятие других. Психологи согласны в том, что среди людей, способных  точнее судить и понимать поведение  других, чаще встречаются те, кто:

в своих заключениях опираются  на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;

менее авторитарные личности;

более объективно относящиеся  к себе.

Таким образом, неудачи и  провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что  их восприятия неточны. И хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более  успешной коммуникации, тем не менее, удовлетворенность общением и в  кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени  адекватности и глубины межличностного восприятия.

коммуникация невербальный общение восприятие

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия  и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный  и, как правило, предубежденный  взгляд, свойственный представителям  профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или  активная враждебность по отношению  к другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  в дискриминационной деятельности  на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

Ответ:

Стереотип - личная антипатия  или активная враждебность по отношению  к другой социальной группе; при  этом индивиды могут участвовать  в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а  могут и не участвовать.

Предубеждение - односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Заключение

Основа психологии общения - это способность выделять моменты  эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при  беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

Проблема проведения беседы неоднозначна, поэтому в наше время  изучение психологии общения весьма актуально. За последние годы психология общения стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги.

В повседневной жизни между  людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений  необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания  в обществе и подтверждения своей  значимости.

Общение - это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен  информацией, восприятие и понимание  человеком другого человека. И  помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.

Информация о работе Виды и функции общения