Виды нарушений поведения детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:01, реферат

Краткое описание

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, с увлечением играет самостоятельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет требования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложится спать и т. д.

Содержание

Ведение.
1.Причины отклонения поведения детей раннего возраста.
2. Типы и формы проявления нарушений поведения у детей раннего возраста.
3. Пути коррекции поведения детей дошкольного возраста.
4. Предупреждение и меры ликвидации неадекватных форм поведения (соблюдение режима, положительный микроклимат в семье и ДОУ, использование эффективных воспитательных мер и др.).
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.84 Кб (Скачать файл)

         К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести шумная обстановка, семейные ссоры. Ребенок начинает замечать несправедливое к себе отношение, резкое или нервозное, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам, частые запреты, подавление инициативы. 

        В условиях дошкольного учреждения неадекватное поведение проявляется в первую очередь при привыкании ребенка к новым условиям жизни.

 

Неврозы у детей, формы неврозов (истерия,неврастения,невроз навязчивых состояний)- воспитание ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственное навязывание ему такого поведения, которое не соответствует его потребностям, игнорирование его как личности, частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким проявлениям нервности, которые уже выходят за рамки форм неадекватного поведения, закрепляются как патологическое состояние — неврозы. 

Различают несколько форм неврозов: основные из них — истерический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Каждая из этих форм имеет различные проявления:  

   -истерический невроз -у детей раннего и дошкольного возраста выражается чаще всего в виде так называемых припадков; при этом дети, если им в чем-то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ножками, кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Такие явления чаще всего бывают в семье, особенно при общении с матерью; при посторонних они возникают реже. Припадок может сопровождаться рвотой нервного характера, недержанием мочи и т. д. Истерические неврозы чаще возникают при эгоцентрическом воспитании и проявляются в конфликтных ситуациях;  

   неврастения - имеет очень много разнообразных проявлений. В ее основе лежит низкий уровень работоспособности клеток центральной нервной системы (так называемая раздражительная слабость). Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении - нарушение сна. Невротические расстройства сна проявляются уже в первые месяцы жизни; он поверхностный, беспокойный, дети «мечутся» в постели. В более старшем возрасте они часто разговаривают во сне. У дошкольников нередко наблюдаются ночные страхи. К проявлениям неврастении относится и энурез (ночное недержание мочи). Это частый симптом неврастении. Как правило, здоровые дети к 3 годам полностью контролируют мочеиспускание. После 4 лет энурез у детей рассматривают как патологическое состояние, требующее специального лечения;  

    невроз навязчивых состояний- у детей раннего и дошкольного возраста наблюдается в основном 2 вида этой патологии— навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В образовании страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, начинает панически бояться поезда, испугать, ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.  

   Навязчивые движения чаще всего выражаются в выдергивании волос. Это возникает как первичная невротическая реакция на отрыв ребенка от матери в возрасте 3—5 лет, чаще всего при госпитализации, поступлении в группу с круглосуточным пребыванием детей или при поездке к родственникам в другой населенный пункт.

 

 

 

3.Пути коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста. 
 
Коррекция изъянов в поведении малыша всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе нее осуществляется образование, воспитание, развитие личности ребенка. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения. 
 
В специальной психолого-педагогической литературе выделяют две основные группы методов: специфические и неспецифические методы коррекции поведения. 
  
К специфическим методам коррекции поведения относят упражнения и наказание. Подробнее остановимся на рассмотрении неспецифических методов коррекции поведения, которые широко используются психологами и родителями, а так же коррекционными педагогами. 
  
Неспецифические методы коррекции подразделяют на три группы: 
 

  • Методы изменения деятельности детей;
  • Методы изменения отношений;
  • Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной работы.

 

Важным методом является введение новых дополнительных видов деятельности.

 

 

3.Предупреждение и меры ликвидации неадекватных форм поведения (соблюдение режима, положительный микроклимат в семье и ДОУ, использование эффективных воспитательных мер и др.).

 

 

 Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений неадекватного поведения, тем более успешны будут результаты. Однако для этого необходимо соблюдать определенные условия: прежде всего — посоветоваться с врачом и выяснить, каково состояние здоровья ребенка; наладить контакт с родителями и вместе с ними бороться за нормализацию психического состояния малыша; помнить, что различные формы неправильного поведения ребенка требуют различного подхода к нему. Так, при проявлении капризов и упрямства надо обеспечить спокойное, доброжелательное к нему отношение, действовать методом отвлечения и не поощрять неправомерные требования, но и не прибегать к наказаниям. Лучше перестать на некоторое время контактировать с ребенком. Без соответствующей реакции взрослого ему становится неинтересно капризничать или упрямиться. Тогда надо подойти к нему и попробовать вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, при этом надо сохранять спокойное и доброжелательное отношение к ребенку. Правильные воспитательные подходы в семье и в дошкольном учреждении приводят к желаемому результату. 

   При плаксивости целесообразно отвлечь ребенка, приласкать, вовлечь его в общую игру с детьми, дать поручения, чтобы он выполнил их самостоятельно. 

   Большое значение для профилактики нарушений поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей.  

   Двигательную расторможенность можно снять, включив ребенка в занятия, связанные с целенаправленной деятельностью, которая должна осуществляться при положительном эмоциональном отношении малыша, его заинтересованности. Следует чередовать периоды двигательной активности с периодами концентрации внимания, стремясь к увеличению устойчивости деятельности ребенка. 

   Если ребенок настроен агрессивно, в первую очередь следует выяснить причины такого состояния: обстановку в семье, состояние здоровья малыша, состояние его нервной системы. Внимательно следить за поведением ребенка, не допускать ситуаций, способствующих проявлению агрессии. Иногда целесообразно перевести такого ребенка в группу более старших детей. Ребенка с проявлениями агрессии следует постоянно держать в поле зрения, занимать индивидуальной игрой, давать интересные для него поручения, следить, чтобы он был занят игрой или целенаправленной деятельностью.

Делая вывод, необходимо отметить, что  далеко не последнее место в жизни ребенка, занимает психологическая комфортность, ибо она в дальнейшем является финишной прямой, для становления маленького существа - полноценной личностью.

Заключение.

   В заключение еще раз хочу отметить, что нарушения поведения у детей – это сложный многоуровневый процесс. Нарушения поведения могут являться как причиной, так и следствием многих серьезных психических и соматических расстройств. Чем раньше выявлено нарушение поведения у ребенка, чем точнее определен генез его происхождения и форма нарушения поведения (патологическое либо непатологическое), тем более быстро и эффективно удается справиться с данной проблемой, сократив риск перехода данных нарушений в более серьезную патологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Ильин  Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999.

2.Минухин  С., Фишман Ч. Техники семейной  терапии. М, 1998.

3.Справочник  по психиатрии под ред. академика  А.В. Снежневского. М. 1985.

4.Патология  психического развития под. ред. академика А.C. Тиганова. М. Научный центр психического здоровья РАМН. 1998.

5.Раттер М. Помощь трудным детям, М. Прогресс, 1987.

6.Змановская Е. В. Девиантология М.,2004.

7.Кернберг О.Ф. Агрессия при  расстройствах личности и перверсия  М., 1998.

8.Дармодехин С.В. Семья как объект  государственной политики. – М.: 1998.

9.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Уч. пос. для вузов. – М.: 2003.

10.Интернет www..ru.

11.Венар Чарльз, Керинг Патриссия Психопатология развития детского и подросткового возраста, СПб.: 2004.

 

 

 


Информация о работе Виды нарушений поведения детей раннего возраста