Виды общения: Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что в настоящее время изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований как психологической науке в целом, так и в социальной психологии.
Данная работа имеет целью характеристику процесса общения как взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные характеристики общения, выделить виды общения и средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Сущность общения………………...…………………………………………..4
Вербальное и невербальное общение……………………………………..….5
Деловое общение, его виды и формы……………….…………………....….9
Заключение…………………………………………………………………...11
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная виды общения.docx

— 831.56 Кб (Скачать файл)

 

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 

 

 

 

 

по дисциплине

 

 

 

 

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

 

 

 

Тема 

 

«Виды общения: общая характеристика»

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………………..3
  2. Сущность общения………………...…………………………………………..4
  3. Вербальное и невербальное общение……………………………………..….5
  4. Деловое общение, его виды и формы……………….…………………....….9
  5. Заключение…………………………………………………………………...11
  6. Список литературы………………………………………………………..…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

Актуальность  темы контрольной работы обусловлена тем, что в настоящее время изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований как психологической науке в целом, так и в социальной психологии.

Данная работа имеет целью  характеристику процесса общения как  взаимодействия, важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные характеристики общения, выделить виды общения и средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

Существование множества  различных определений понятия "общение", прежде всего связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение — сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека2.

На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Учитывая сложность понятия "общение", необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.

Здесь важен вопрос о средствах  и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе.  Главным средством общения является язык.

Язык — это  система знаков, служащая средством  человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности'.

Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово "стол" —  это знак. Все знаки данного языка (например, русского) образуют систему знаков: слова "стол", "стул", "диван" и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое  вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Усваивая значения знаков и способы их организации для  передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь  для каждого свой субъективно  окрашенный личностный смысл. Он порождается  личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.

Когда общение формализовано, в словах и поступках людей  наиболее важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей профессиональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой профессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью  которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые  из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симптомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при  проявлении даже наиболее сильных и  значимых для человека эмоций.

Еще один важный момент состоит  в том, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому  сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

С этой точки зрения знаки  подразделяются следующим образом: интенциональные — специально производимые для передачи информации; неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своими голосом и лицом). Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

 

 

 

    1. Вербальное и невербальное общение

Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:

каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

как преодолеть коммуникативные  барьеры непонимания и сделать  коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся  на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному — отношение к партнеру по общению.

Невербальное  поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Рис 1. Невербальные средства общения

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в Мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10—15% информации.

Главной характеристикой  мимики является ее целостность и  динамичность. Это означает, что  в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (Рис.2).

Рис 2. Мимические коды эмоциональных состояний

 

 

Вербальные средства общения. Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации.

Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает  вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл  информации, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты:

Капитан — адъютанту: "Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов утра на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте людей в казарме".

Адъютант —  сержанту: "По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плачу  даст необходимые объяснения, а это  бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме ".

Сержант — капралу: "По приказу капитана завтра утром  в 5 часов затменение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день ".

Капрал — солдатам: "Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затменение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день ".

Именно потому, чтобы не произошло искажения смысла информации, в армии повторяют приказы.

Видно, что сам процесс  словесного оформления мыслей и их понимание с неизбежностью порождает  деформацию смысла сообщения. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной Л. Мицичем (Рис.3.)

При передаче информации нужно возникшую  идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести  из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.

Рис. 3 Схема потери информации

На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф. Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь", и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями и устремлениями (когда желаемое принимается за действительное), и совпадением или несовпадением словарного запаса, и  многим, многим другим.

И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение это не просто передача информации (знаний, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений и т.п.), а обмен информацией, предполагающий обратную связь.

 

 

 

    1. Деловое общение, его виды и формы

Деловое общение  — это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Информация о работе Виды общения: Общая характеристика