Виды психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:00, курс лекций

Краткое описание

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).
Средства общения- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций_Психология.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ 

 

 

Конспект лекций

 

 

Составитель: старший  преподаватель каф.Психологии Тавакалова Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1 Понятие  психологии  общения.

 Б.Д. Парыгин – Общение, это сложный и многогранный процесс, который может выступать, в одно и тоже время, как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

    Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь Осознанным и опосредованным речью. В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание- это информация, которая в межличностном контакте передается от одного живого существа к другому.

(сведения о мотивационном или  эмоциональном состоянии живого  существа).

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).

Средства общения- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Тема 2 Виды общения

1.По содержанию

    • Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
    • Когнитивное (обмен знаниями)
    • Кондиционное (обмен физическими и психическими состояниями)
    • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
    • Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

 

2. По целям

  • Биологическое
  • Социальное

 

3. По средствам

  • Непосредственное -   осуществляется с помощью естественных органов (руки, ноги, голова, туловище …)
  • Опосредованное - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природные предметы и культурные)
  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей.

4. Деловое общение  - обычно включено, как частный момент в какой-либо совместной деятельности и служит средством повышения качества данной деятельности.

5. Личностное  общение - сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера.

6. Целевое общение- это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

 

Тема 2 Взаимосвязь общения и деятельности.

         В жизни человека общение не существует, как обособленный процесс или как самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая возникает при интенсивном и разнообразном общении. Жизнь в целом, с одной стороны, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (что и как делает индивид), а с другой стороны, ОБЩЕНИЕ (с кем и как индивид общается). Таким образом, Социализация личности или формирование общественного человека происходит через систему человеческих отношений, систему общения, через воспитание нравственности, морали, принципов, духовных потребностей, формирующихся в течение жизни, а значит посредством деятельности и общения.

 Взаимосвязь общения  и деятельности  заключается в  том, с одной стороны, что  формы общения и формы совместной  деятельности людей взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга (люди общаются в процессе деятельности) и с другой, общение является особым видом деятельности – коммуникативной, так как по средством общения деятельность организуется.

       В  рамках этого вопроса рассмотрим  те стороны деятельности человека, в которых он выступает как субъект общения.

Коммуникация, в узком смысле этого слова, представляет собой обмен между двумя индивидами представлениями, идеями, интересами, чувствами, в ходе совместной деятельности.  Информация в ходе общения: формируется, уточняется, развивается, именно поэтому  коммуникационное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

   Коммуникация  является одной из сторон, выступающих  в качестве функций и составляющих структуру общения. Помимо коммуникативной стороны, общение имеет:

Интерактивную сторону - организация взаимодействия между индивидами

Перцептивную - восприятие друг друга партнерами и установление взаимодействия.

  

             

Тема 3 Человек, как субъект общения.

          В ходе совместной деятельности индивиды обмениваются представлениями, идеями, интересами, чувствами. Информация в ходе общения формируется, уточняется, развивается, т.о. коммуникативное сообщение представляет собой процесс получение новой информации.

          Структурно, общение, как коммуникация представляет собой следующие формы:  вербальную и невербальную. В  свою очередь ВЕРБАЛЬНАЯ форма представляет собой: внешнюю и внутреннюю коммуникацию. Внешняя вербальная коммуникация бывает устной и письменной. Устная внешняя вербальная коммуникация имеет монологическую и диалогическую форму.

          Монологическая форма – это лекции, доклады, ораторская речь.

          Диалогическая  форма – разговор между людьми.

Типы диалога –

  1. Фактический – обмен речевыми высказываниями, единственно для поддержания диалога, разговора.
  2. Информационный – обмен информацией различного свойства.
  3. Дискуссионный – возникает при столкновении различных точек зрения. Воздействия друг на друга через убеждения.
  4. Исповедальный – самое доверительное общение, основанное на взаимодоверии, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Формы невербального  общения.

  1. Кинестетическая – отражает эмоциональные реакции через: жесты, мимику, пантомимику, служащие средствами общения.
  2. Паралингвистическая система знаков – это система вокализации, паузы в речи, покашливания и т.п.
  3. Проксемико – это пространственная и временная организация общения.

 

Тема 4 Истоки  взаимопонимание человека человеком. Человеческое общение не возможно без взаимопонимания. В свою очередь взаимопонимание представляет собой, с одной стороны процесс понимания мотивов, целей, установок собеседника и с другой стороны принятие, разделение целей, установок, мотивов, через близость, привязанность, дружбу, любовь к индивиду.

   Познание другого человека основывается на его эмоциональной оценки и на понимании мотивов его поступков. Когда мы хотим изменить свое поведение, а к тому же поведение другого, то в первую очередь необходимо сопоставить себя с другим человеком. Это, значит, уметь принимать потребности, мотивы, установки другого и осознавать, как другой принимает  мои личные мотивы, цели, установки. Из этого следует, что важно уметь уподоблять себе другому. Это качество зависит от способности к идентификации и рефлексии.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – уподобление другому человеку (поставить себя на место другого – понять)

ЭМПАТИЯ – эмоциональное  понимание другого (прочувствовать)

РЕФЛЕКСИЯ – осознание  индивида того, как он воспринемается партнером по общению.

 

Тема 5 Социально  – психологические эффекты.  

 В процессе восприятия  и понимания человека человеком  формируются установки, которые  в свою очередь формируют социально-психологические эффекты.

  1. Эффект ореола – складывается при первом впечатлении. На первое впечатление оказывает влияние:

Одежда                        

Телосложение

Цвет одежды

Манеры

  1. Эффект первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. При восприятии знакомого – более новая информация, оказывается более значимой.
  2. Эффект стереотипизации – это некоторый устойчивый образ явления или человека, которым пользуются в общении, как средством «сокращения» процесса узнавания. Основан на: ограничении прошлого опыта, на построении выводов на основе ограниченной информации.

В процессе общения люди способны оказывать воздействия друг на друга.

    1. Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Носит невербальный характер (танцы, эмоции, и т.п.) Проявляется через эффект многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.
    2. Внушение – целенаправленная, неаргументированное воздействие одного человека на другого ли группу. Носит вербальный характер. Проявляется через речь. Подвержены впечатлительные люди, не имеющие твердых жизненных позиций и принципов.
    3. Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, посредством его воспроизведения. Проявляется и устанавливается в процессе психического развития человека.

 

Тема 6 Имплицитная  теория личности.

Принято считать, что человек на основе внешнего облика индивида судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения с ним. Такой подход к истокам понимания человека человеком в общении основывается на ИМПЛИЦИТНОЙ теории личности – это представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Как и в каждой теории, данная, имеет свои плюсы и минусы:

ПЛЮС - социально-психологическая  роль явления, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию образа другого человека, причем даже в отсутствии достоверной информации о нем.

МИНУС - если теория не верна  – это может привести к построению ошибочного образа другого человека тем самым породить неправильное отношение к нему и спровоцировать возникновение взаимной антипатии. В рамках имплицитной теории личности существуют свои формы восприятия и понимания:

  1. Аналитическая – каждый информативный элемент внешности человека (руки, глаза, и т.п.) связывается с наличием определенных черт личности. То есть о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализ внешнего облика), далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности.

Данный тип восприятия характерен для: художников, врачей.

  1. Эмоциональная  – человеку приписываются качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Причем, личностная оценка воспринимаемого определяется через механизм эффекта первичности.  Этот тип восприятия встречается у детей, у лиц женского пола, у возбудимых лиц, у части людей с образным  типом мышления.
  2. Перцептивно-ассоциативная – используются суждения по аналогии при восприятии человека. Встречается у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения: актеры, врачи, педагоги, руководители.
  3. Социально-ассоциативная – восприятие и оценка происходит на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения определенного человека к определенному социальному типу. Этот тип восприятия характерен для политиков, философов, социологов.

 

 

 

 

 

 

Тема 7 Механизм формирования внутреннего представления о мире. 

Наше общение с людьми строится на основе внутренних представлений  о мире, человеческих взаимоотношений, ценностей, правил, норм поведения и т.п.
  Какие механизмы помогают  нам формировать внутреннее представление  о мире. Как это происходит?

С помощью пяти основных органов  чувств: ощущение, прикосновение, видение, слушание, восприятие запаха, вкуса, мы  получаем информацию об окружающей нас действительности. Эта информация накладывается на наши внутренние фильтры восприятия: опыт, культура, язык, убеждения, ценности, интересы, предположения, опыт. Трансформируясь в фильтрах, полученная во внешнем мире информация, опыт, формируют личностное, индивидуальное представление о мире, людях и окружающей нас действительности.

Информация о работе Виды психологической защиты