Виды речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

«Сущность, виды и функции речи» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. с тем; вместе объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д. , которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные определяется специфический Тема работы актуальна потому, что речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общее представление о речи 4

1.1. История развития науки речи 4

1.2. Возникновение речи 12

Глава 2. Теоретические аспекты речи 16

2.1. Виды речи 16

2.2. Функции речи 21

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖА.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание 

Введение 3

Глава 1. Общее  представление о речи 4

1.1. История развития  науки речи 4

1.2. Возникновение  речи 12

Глава 2. Теоретические  аспекты речи 16

2.1. Виды речи 16

2.2. Функции речи 21

Заключение 26

Список использованной литературы 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

        «Сущность, виды и функции речи» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. с тем; вместе объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д. , которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные определяется специфический Тема работы актуальна потому, что речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего языкзначения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.

          Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

        В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры. 
 
 

                    Глава 1. Общее представление о речи

                      1.1. История развития науки речи

          Двадцатый век высоко поднял уровень изучения феномена «речь» в его разнообразных аспектах. Напомним, что не пренебрегали речью многие старые, даже древние, науки: языкознание — в лице таких прославленных ученых, как В. фон Гумбольдт, М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба; логика — наука о формах правильного мышления; поэтика, теория словесности, теория сценической речи, риторика. В XX в. возникли новые науки, направления: психолингвистика, социолингвистика, теория коммуникации и массовой коммуникации, исследования речи ребенка и шире — речевого развития человека, формирования языковой личности, теория билингвизма, лингвистика текста и т.д. Новый импульс развития получили такие отрасли лингвистики, как стилистика, особенно функциональная, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки, возникла фонология, что способствовало пониманию механизмов кодовых переходов во внутренней речи. Лингвистика перешагнула границы предложения, чтобы заняться исследованиями текста, его компонентов, их внутренними связями и моделями.

      Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов — от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка.Психология речи. Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее разделов, процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание и др. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка. Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи — к языку и речи. Так, А.А. Потебня, основатель психологического направления в языкознании, написал книгу «Мысль и язык» (1862 и 1999). Психолог Л.С. Выготский исследовал разные аспекты речи, что и составило содержание его книги «Мышление и речь» (1934). Н.И. Жинкин исследовал становление речи ребенка, функционирование аппарата говорения и переходов с Мыслительного на акустический код, в результате чего появился труд «Механизмы речи» (1958). Широкое признание получили Книги психологов А.Р. Лурии «Язык и сознание» (1979), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (1984). Все эти труды создавались на экспериментальной основе, на стыке наук. Психологические и лингвистические исследования накопили информацию для создания новой науки, которая могла бы ответить на нелегкие вопросы: как человек говорит, как хранится знание в памяти, как оно передается другому человеку, иными словами, как работают механизмы речи?Психолингвистика. В 1953 г. в Блюмингтонском университете собрались ученые, по преимуществу англоязычные, исследователи речи: Дж. Миллер, В. Ингве, Н. Хомски (Чамски), Д. Слобин, Ян Пруха (чех), Т. Слама-Казаку и др. Они обменялись информацией о своих научных достижениях, гипотезами и решили объявить о создании новой науки — психолингвистики.

        В России психолингвистика была подготовлена трудами названных выше психологов и лингвистов; наиболее активно участвовали в проблематике этой новой науки с конца 50-х годов лингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Р.М. Фрумкина, А.П. Клименко, А.Е. Супрун, Ю.А. Сорокин, Л.В. Сахарный и др.Психолингвистика изучает следующие свойства речи: ее процессы, мотивы речи, ее субъекта и адресата, интенцию речевую, внутренние процессы речи, кодовые переходы, восприятие речи слушающим. Она исследует развитие речевой способности человека в детстве и позже, овладение неродными языками, языковое воздействие. Нет такой области в теме «Речь», которой так или иначе не коснулась бы эта наука.Определение предмета психолингвистики имеет варианты. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец, «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой».Есть и такой вариант: «речь как процесс — и язык». Если грамматика изучает строй языка, его категории, формы и их значения, то психолингвистика изучает как «работает» язык в системе «язык и человек».

       Ныне лингвист, интересующийся психолингвистикой, уже хорошо видит, что сами языковые средства выполняют лишь роль формальных операторов в ходе общения и в монологе.Имеет ли психолингвистика прикладные аспекты? Да, и существенные: ее материалы используются в обучении языкам — родному и неродным, в развитии речи человека, в практических системах отношений в деловом мире, в области культуры и искусства, в исправлении недостатков речи, в риторике — ораторском мастерстве. Она, несомненно, найдет применение и в решении проблем электронной техники, в моделировании систем «человек — машина».

         Социолингвистика изучает широкий набор вопросов, связанных с социальными функциями языка. Проблематика социолингвистики: языковой коллектив, роль языка и речи в сплочении народа, в сохранении традиций; языковая политика в многонациональных (многоязычных) государствах; взаимодействие языков внутри страны и на международном уровне, билингвизм и полилингвизм, государственные языки, их изучение; профессиональное общение, терминология, терминоведение; языковые стандарты; разговорная речь, просторечие, арго, диалекты и литературный язык, норма, культура речи; этнические особенности и язык, речь; язык и культура, искусство, роль языка в ораторской деятельности; формы речевого этикета, их социальная специфика, функционирование средств речевого этикета; социальная обусловленность речевого поведения людей. Социолингвистика получила широкое развитие в XX в. Она представлена в трудах А.Д. Швейцера, Ю.Д. Дешериева, Л.Б. Никольского, Л.П. Якубинского, Б.А. Ларина и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  1.2. Возникновение речи

       Речевое общение, как и визуально-образное, возникло вследствие все того же дефицита жизнеобеспечивающего пространства, первым следствием которого была необходимость сбиться в стадо, вторым – иерархия, третьим - - методы и техника совместной охоты или совместного добывания материальных благ. Одной образной информации от сородичей о возникновении экстремальной ситуации для «включения» рефлекса непроизвольного и произвольного подражания не всегда было достаточно, потому что соплеменник, первый определивший степень опасности, мог не всегда находиться в поле зрения остальных. Предсмертный вопль одного мог быть слишком поздним сигналом об опасности для стада. В процессе приспособления к окружающей среде сама собой возникла необходимость следить за каждым звуком, приходящим извне. Эту необходимость диктовал инстинкт самосохранения. А звук, издаваемый соплеменником, был более конкретизирован, в отличие от прочих, т.к. был эмоционально окрашен, что позволяло в кратчайший срок найти в сознании аналогию с этим эмоциональным звуком. Т.е. любая особь может представить какой именно раздражитель мог привести к изданию подобных звуков у точно такого же существа, как и он сам, с точно такими же ответными реакциями. В процессе длительного сосуществовании среди себе подобных сама собой возникла потребность передачи не только сиюминутной информации, но и информации относительно будущего и прошлого, в качестве информации образовательной (взаимообучения) с импровизированными временно-пространственными преломлениями через воображение.

        Ребенок, находящийся под опекой матери, для своих ответных реакций использует только набор компенсаций, унаследованный от родителей. Он может игнорировать звуковые раздражители, поступающие извне, т.к. защищен от опасности семьей. Когда же он, подросший, попадает в среду, он сталкивается с необходимостью не только слушать, но и слышать, чтобы выжить. Условная среда обитания современного человека трансформировала непосредственную опасность в опасность условную, снизила значимость инстинкта самосохранения, доминировать начал инстинкт размножения. Но от того, что опасность «стала условной» (для дураков), она не перестала быть опасностью. Опасностью обречения на полуголодное состояние, как следствие неопытности и несостоятельности в общении (охоте за материальными благами, друг на друга).

     Детеныш человека на ранних стадиях развития использует для общения ряд нестандартных, изобретенных им звуковых комплексов, в которых можно видеть эмоционально-образную связь, тождественную реликтовой перворечи. Потом наступает период первичного абстрагирования – наделение именами предметов и явлений. После периода абстрагирования человек всю жизнь учится называть вещи не своими именами. Этот обман, переходящий в самообман, к несчастью, ему удается. К старости же совсем беда. Родители для поддержания коммуникации с младенцем часто начинают имитировать эти звуковые комплексы. В этот прекрасный период они заново учатся не игнорировать ни малейшего звука, исходящего от ближнего.

         Но языковая среда подталкивает ребенка. По мере роста и развития растет потребность в общении не только с родителями, что толкает ребенка к употреблению общепринятой для этой группы населения терминологии. И объем информации, передаваемой посредством вербального общения, уже не оставляет времени на устранение искажений, которые вносит каждая особь в выражение своих ощущений. Т.е. человек привыкает слушать слова и вдумываться в их смысл и содержание, вместо того, чтобы слушать чувства и стоящие за ними мысли.

Итак, звуковое общение стало уже выполнять  комплексные функции:

1. Эмоциональное  выражение мысли (попытки повлиять  на отношение оппонента к объекту  разговора и, естественно, повлиять  на отношение к себе). Завысив  собственную значимость, можно претендовать  на больший кусок добычи. Почему  мы говорим, что вербальное  общение – это когда кто-то кого-то зачем-то на что-то вербует.

2. Звукоимитация  в речи.

3. Ассоциативное  выражение мысли.

2 и 3 являются  составными частями первого. Ассоциация  – это подсознательная аналогия  с часто встречающимся явлением. Зависит от того к чему применяется эта аналогия-ассоциация.

          Звукоимитация в речи вначале появилась как имитация звуков, издаваемых животными и предметами. В результате этих звукоимитаций многие предметы, явления и животные получили свои названия. Те же предметы, которые не имели своего звучания, получили свои имена через контурно-цвето-звуковое ассоциирование, а также через эмоциональное восприятие материальных явлений. По мере эволюции речи, звуковой и имитационный набор в слове все время сворачивался так, что в результате от него оставалась только одна буква, один звук. На это свертывание влияет фактор нехватки времени при коммуникации, что и заставляет сжимать объем передаваемой информации (все та же теснота).

      Имитация звуков. «Шелест», - характерный пример названия явления, полученный звукоимитацией. И «ше» и «лест» - имитации, и в результате предмету, издающему шелест, было присвоено название «ляст», «лист» (результат свертывания). Неважно, лист ли это дерева или бумаги, а по образной ассоциации (но не с листом дерева, а с продуктом урбанизации - бумажным листом) – и прокатному листу.В таком слове как «ш-ш-шум-м-м» слышен накат и отлив большой волны на берег. По ассоциации с этой большой волной громкие звуки, издаваемые любым предметом именуются шумом (ассоциативное проецирование). Испокон веков гуманоиды стремились селиться у воды. Жизнь зародилась в океане и долгие миллионы лет постоянно изменяющаяся, совершенствующаяся протоплазма не могла оторваться от своей «первоутробы». Вода отступала, а живые существа шли за ней следом, ибо суша долгое время оставалась для них враждебной средой. И за эти миллионы лет доминирующий звук волны въелся не только в сознание, но и в подсознание до самого хвоста. Поэтому любой громкий звук срывает миллионолетние пласты в блоке памяти и находится аналогия, передаваемая в генах по наследству. Пример: раздражающие звуки улицы для простоты все равно «шум», хотя к морю никакого отношения не имеет.Но вернемся к воде. Слово «плеск» тоже воспроизводит характерный звук, но уже маленькой волны, плещущей о берег (послушай – плеск, плеск, плеск). Но вряд ли найдется человек, который сможет сразу уснуть под этот звук. И не только потому, что на плеск есть древнейшая и затушеванная реакция, как на рептилию, выходящую из воды с таким аккомпанементом, а потому что сочетание звуков призвано насторожить гуманоида. «П» смычной звук, привлекающий внимание, «СК» описание звуков, издаваемых рептилией и призыв затаиться. 
 
 
 
 

Информация о работе Виды речи