Виды, уровни и типы памяти. Возможности развития памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Память-форма психологического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо больше знать о нашей памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………….3

Виды памяти.……………………………………………….4

Уровни памяти……………………………………………..7

Типы памяти………………………………………………..9

Возможности развития памяти…………………………...11

Заключение…………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

Филиал  НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» в  г. Новосибирске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: Психология и педагогика

Тема: Виды, уровни и типы памяти. Возможности развития памяти

 

 

 

 

                                                                        

                                                                         Направление: 080100.62    

                                                                          Студент: Золотарева К.Г.

                                                          Шифр зачетной книжки: 06017

                                                                                 Преподаватель: Ленинг О.А.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2011 год

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………….3

 

Виды памяти.……………………………………………….4

 

Уровни памяти……………………………………………..7

 

Типы памяти………………………………………………..9

 

Возможности развития памяти…………………………...11

 

Заключение…………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Память-форма психологического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память- основа психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо больше знать о нашей памяти.

Изучением памяти занимались многие известные психологи. В 80-х годах прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, по его мнению, можно было изучить закономерности памяти, независимо от деятельности мышления (заучивание бессмысленных слов).Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психолога Э.Крепелина, использовавшего сходные приемы при изучении нарушений процессов запоминания у психическим больных, а также немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

В начале 19 в. Исследование процессов памяти были продолжены И.П. Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условнорефлекторные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основой представлений о физиологических механизмах памяти.

В последнее время  появились исследования, которые  показали, что запечатление, сохранения и воспроизведения  следов памяти связаны с глубоким биохимическим  изменениями, в частности, с модификацией РНК. Было установлено, что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем.

По современным представлениям память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности, проявляющаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом его опыта. Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  памяти

 

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявления, оно в ней формируется.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных  видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

  1. по характеру психологической активности,  преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  2. по характеру целей деятельности- на непроизвольную произвольную;
  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.

По характеру  психологической активности.

Двигательная (моторная) память-это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основной для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений сохраняется.

Эмоциональная память-это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Образная память-это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенности данного  вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

  • запоминается  и воспроизводиться только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
  • запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логичным, а механическим запоминанием.

По характеру целей деятельности.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени  развития памяти. Каждый по своему опыту  знает, какое огромное место в  нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических  намерений  и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Непроизвольное запоминание- это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Это строго закономерный процесс, определяемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования. для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

Эффективность произвольной памяти зависит:

  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запоминать)
  2. От приемов заучивания.

 Приемы заучивания бываю:

  • механическое дословное многократное повторение- работает механическая память, тратиться много сил, времени, а результаты низкие.
  • логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами- работает логическая память (смысловая)-вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
  • образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки)- работает образная память.
  • мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию  даже у растений. Появились данные о способности к запоминанию  даже у растений. В самом широком  смысле память можно определить как механизм фиксации ни формации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память- это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память- это способ существования психики во время, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память- необходимое условие единства  человеческой психики, нашей психологической идентичности.

По продолжительности  сохранения материала.

Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением материала. В кратковременной памяти информация хранится не более 20 с.. Кратковременная память связана с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

Кратковременная память поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки»  сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы. При переводе информации из кратковременной памяти  в  долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Долговременная память ориентированная на будущее, на сохранения индивидуального опыта личности.

Она бывает двух видов:

  1. ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память –вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения оперативной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течении  нескольких часов, накапливает информацию в течении дня, а время ночного  сна отводиться организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мысленных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Уровни  памяти

 

В отношении разных проявлений и  видов памяти можно установить некоторую генетическую последовательность их возникновения. Узнавание- во всяком случае в онтогенезе- генетически предшествует свободному  воспроизведению представлений, выделенному из восприятий. Точно так же моторная память предшествует памяти на образы и мысли; по несомненным данным целого ряда исследований, привычки или элементарные навыки имеются уже на очень ранних ступенях филогенетического ряда, на которых о памяти на мысли не может быть и речи. Однако установление такой генетической последовательности ни в коем случае не должно быть истолковано так, будто генетически более ранняя форма в дальнейшем остается процессом более низкого уровня (узнавание, например, будто бы есть процесс более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память- процесс более низкого уровня, чем аффективная, образная и логическая память).

Информация о работе Виды, уровни и типы памяти. Возможности развития памяти