Виртуальная зависимость в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования было: профилактика виртуальной зависимости в подростковом возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ!!!!!.docx

— 21.48 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа  по профилактике виртуальной зависимости в подростковом возрасте (на примере работы с учащимися средней общеобразовательной школы)

 

2.1. Анализ работы  БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» с учащимися школы

 

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №125» осуществляет образовательную деятельность по традиционным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Состав обучающихся – 233 человека, из них детей из малообеспеченных семей – 29, неполных семей – 14, многодетных семей – 19, опекаемые – 16.

Кадровый состав школы стабилен и профессионален: он состоит из 13 педагогических работников, из них имеют высшую квалификационную категорию - 4 человека, первую – 3, занимают должности без категории – 2, не имеют аттестации – 4, высшее профессиональное образование – 10, незаконченное высшее – 1, среднее-специальное – 1.

Режим для школьников предполагает учебные занятия с 8.00 – 13.10 ч. Обучение ведется по стандартной общеобразовательной программе с уроками по 40 минут, двумя большими переменами для младших школьников и старших школьников по 15 минут.

Образовательный процесс организован в соответствии с требованиями СаНПиН и нормами техники выбран оптимальный режим работы школы, работают  группы продленного дня для обучающихся начальной школы. Используется учебный план, составленный таким образом, что позволяет разумно регулировать учебные нагрузки с учетом развития и здоровья ребенка, с учетом его интересов.

В интенсивном режиме работает социальная служба школы; ведется профилактика асоциальных вредных привычек (алкоголизма и наркомании) в процессе проведения обучающих и воспитывающих мероприятий; осуществляется сотрудничество с районной детской поликлиникой, клубом по месту жительства, организовано горячее питание, соблюдается питьевой режим.

Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне вести образовательный процесс. Школа располагает 17 учебными кабинетами, 7 из которых оборудовано специальной ростовой мебелью. Школа располагает также 1 мастерской, 1 спортивный зал, столовой, стационарным компьютерным классом, и 7 учебных кабинета (начальная школа, кабинет английского языка, математики, биологии) оборудованы интерактивными досками.

Начальное общее образование ведётся по программам «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100».

Система воспитательной работы строится в школе в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип научности

2. Принцип гуманизма и природосообразности

3. Принцип системности и целостности

4. Принцип деятельностного подхода

5. Принцип преемственности

6. Принцип доступности.

7. Принцип тесного сотрудничества  школы, семьи и общественности.

В школе создана программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования, которая  является частью основной образовательной программы начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя  общеобразовательная школа № 125», разработанная в связи с введением Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, (под редакцией А.Я. Данилюк) Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта начального общего образования 2009 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей РФ, Омской области, запросов семьи, общественных организаций. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования.

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).

В соответствии с определёнными нами принципами система воспитательной работы включает в себя традиционные школьные дела, деятельность классных коллективов, детских творческих объединений. Организация жизнедеятельности школьного коллектива предполагает предоставление возможности обучающимся участвовать в любом виде внеурочной деятельности, с учётом их интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделено организации внеурочной деятельности обучающихся 1-х, 2-х классов в соответствии с ФГОС.   При этом мы выделяем 6 основных направлений деятельности.

Педагогический коллектив взаимодействует с родителями обучающихся через Совет школы, общешкольный родительский комитет, родительские советы классов, укрепляя связи школы и семьи. Это взаимодействие имеет традиционные формы: родительские собрания, проведение различных диагностик родителей по перспективам развития школы, уровню удовлетворённости образовательным учреждением. «Круглые столы», на которые приглашаются работники УВД, врачи-наркологи, психологи и другие специалисты; групповые и индивидуальные консультации по проблемам воспитания школьников; рейды в неблагополучные семьи; составление социального паспорта семьи.

Социальный педагог Абайдулина Руфина Наилиевна – имеет высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы 4 года.

 

 

 

 

2.2. Опыт социально-педагогической профилактики на базе общеобразовательной школы

 

Целью нашего исследования было: профилактика  виртуальной зависимости в подростковом возрасте.

Исследовательская работа проводилась с 30 учащимися 8классов общеобразовательной  школы № 125 в возрасте от 14-16 лет.

Учащимся были предложены следующие методики:

1.Методика «Место современных информационных технологий в жизни подростков» (см. Приложение 1) В методике затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера, виртуальности и телевидения в структуре досуга подростка; значимость компьютера как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 4 блока:

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка

Место компьютера в жизни ребенка

Место телевидения в жизни ребенка

Отношение родителей к свободному времени ребенка

2. Опросник, разработанный Е.А.Щепилиной, включает 67 вопросов по 12 шкалам. Он позволяет оценить факторы зависимости:

  • Принадлежность к сетевой субкультуре
  • Нецеленаправленность поведения
  • Потребность в сенсорной стимуляции

Данная методика позволяет выявить особенности  восприятия Интернета:

  • Мотивацию использования интернета
  • Изменение состояния сознания в результате использования интернета
  • Восприятие интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»)

 А также позволяет  выявить последствия интернет-зависимости:

  • Время в интернете
  • Пространство в интернете
  • Восприятие Интернета как проективной реальности
  • Одушевленность интернета
  • Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный

Буровой выделены следующие группы пользователей Интернета:

  • Обычный пользователь интернет, который временами остается в сети немного дольше, чем обычно, но он в состоянии контролировать использование Интернета (20 – 49 баллов);
  • Пользователь, который сталкивается с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто (50 – 79 баллов).
  • Пользователь, который чрезмерно использует интернет, что порождает  значительные проблемы в его жизни (80 – 100 баллов).

 

3.Методика оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень тревожности -- естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1--20) и личностную (ЛТ, высказывания 21--40) тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виртуальная зависимость в подростковом возрасте