Вклад Платона в развитие психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Биография Платона…………………………………………….........................5
2. Творчество Платона…...……………………………………………………….6
3. Учение об идеях………………………………………………………………...7
4. Учение о душе…………………………………………………………………..9
4.1. Душа и тело……….…………………………………………………………..9
4.2. Душа и её страсти……………………………….…………………………..11
5. Любовь как движущая сила души……………………………………………12
6. Душа и знание…………………………………………………………………14
6.1 Душа как инструмент нашего познания……………………………………14
6.2. Душа уже знает всё………………………………………………………….15
6.3.“Познай самого себя”………………………………………………………..17
6.4.Душа в своей чистоте………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Башкирский государственный университет»

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Вклад Платона  в развитие психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы НО 21

                                                                         Петрова М.В.

                                                   Проверила: Уварова Л.М.

 

 

 

Стерлитамак, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биография Платона…………………………………………….........................5

2. Творчество Платона…...……………………………………………………….6

3. Учение об идеях………………………………………………………………...7

4. Учение о душе…………………………………………………………………..9

4.1. Душа и тело……….…………………………………………………………..9

4.2. Душа и её страсти……………………………….…………………………..11

5. Любовь как движущая сила души……………………………………………12

6. Душа и знание…………………………………………………………………14

6.1 Душа как инструмент нашего познания……………………………………14

6.2. Душа уже знает всё………………………………………………………….15

6.3.“Познай самого себя”………………………………………………………..17

6.4.Душа в своей чистоте………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.

  Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно – с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» в переводе с греческого означает «широкий».

  О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия».  Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником. После себя Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как «Государство», «Законы», «Федр», «Протагор» и другие.

  Даже из столь скудных сообщений о платоновской жизни можно заметить в этой личности незаурядную одаренность, приверженность к наукам и искусствам, неуемный политический темперамент и неутомимое стремление к идеалу. Неудивительно, что слава сопутствовала Платону еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом передавалось из поколения в поколение.

  Центром того, что Платон создал в области науки, он сам всегда называл свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их основой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография Платона

  Платон родился в 428г. до н.э в Афинах. В юности он получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Его настоящее имя - Аристокл. Платон - псевдоним, обозначающий "широкоплечий", который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы из Аргоса. Известно также, что он занимался живописью, а кроме этого сочинял песни и трагедии. [8, c.5]

  Духовная атмосфера ранней молодости Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими тенденциями. Платон презирал аристократические тюрьмы, смертные казни и изгнания. [8, c.6] 

  В 20 лет Платон встретил Сократа и оставался с ним до самой смерти своего учителя - около 8 лет. Именно под влиянием Сократа он предположил, что выход из смут его времени будет возможен только тогда, когда вместо борьбы интересов будет сделан акцент на нравственном воспитании общества. 

  В сорокалетнем возрасте Платон возвращается в Афины и открывает философскую школу, Академию, названную так по имени героя Академа. Эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в течение почти 1000 лет. Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона. Академия заменяла Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. В основу платоновского обучения был положен метод математики. С 367 г. до н.э. его учеником Платона становится Аристотель. В кругу Академии и заканчивается жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. [8, c.24]

 

 

 

2. Творчество Платона

  Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. В творчестве Платона исследователи выделяют три периода: 

  Первый период (с 399 года до 389-387 годов до н.э)- «ранний»- он начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в Сицилию. Все диалоги этого периода отличаются схожестью своей формы. В них Сократ ведет разговор с каким-либо видным афинским гражданином (знатоком предмета), в процессе беседы Сократ выявляет ряд противоречий и нелепостей, и далее делает определенные выводы. Диалоги периода: «Апология Сократа», «Критон», «Протагор», 1-я книга «Государства», «Лахет», «Лисий», «Парменид».

  Второй период (80-е годы до н.э.)- большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Диалоги периода: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».

  Третий период (70-60 года IV века до н.э.)- зрелый период творчества. Началом этого периода считают диалог “Парменид”. 

  Платон - единственный из всех философов античности, чьи труды практически полностью дошли до наших дней - это 34 диалога и «Апология Сократа». Кроме диалогов сохранились также некоторые письма Платона. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ, который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский учитель. 

  Диалоги Платона имеют особую ценность: с одной стороны в них он представляет свои научные концепции, с другой стороны - новое мировоззрение. Однако философа нельзя назвать изобретателем литературной формы диалога - в то время она была достаточно распространенным художественным приемом в литературном кругу, находившимся под влиянием Сократа. Этим можно объяснить главенствующее положение Сократа в диалогах. Ведь именно он руководит разговором и в его уста вкладываются важнейшие выводы. За полувековой период писательской деятельности Платона характер диалога у него много раз менялся то в ту, то в другую сторону. Более драматичен диалог в его ранних произведениях, более уравновешен и спокоен в произведениях последнего периода. [8, c.51]

  Создавая свои произведения Платон выражал в них то, что его действительно захватывало, а именно его философские концепции. Смысловым центром его произведений является «Учение об идеях». 

  Главным средством характеристики людей у Платона является не описание их внешности, а передача индивидуальной манеры говорить. Основным тоном разговоров служит вежливость, придающая даже резким противоречиям форму любезности. Платон чрезвычайно любил жизнь. Это видно в сотнях и тысячах его выражений, художественных образов, в его философских концепциях. Он непрестанно любуется красотой небесного свода, морями и реками, цветущими вербами, красотой сильного и здорового мужского тела, нежным обликом ранней юности. 

 

3. Учение об идеях

  Идеи Платона - не только понятия, а прежде всего истинно-сущие роды бытия». Понятие идеи является ключевым понятием в философии Платона. Идеи существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны.  "Идeя" пpoтивoпocтaвляeтcя  y  Плaтoнa  вceм ee чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй.  Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo. [8, c.46]

  Согласно учению Платона, материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального. Материальный мир находится между миром идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает мир вещей), и небытием (материей как таковой). Сама же область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала иерархию. Так, по Платону, существуют идеи высшего порядка - это идеи прекрасного, справедливого. Затем идеи, выражающие физические явления и процессы- идеи огня, движения, цвета, звука. Третий ряд идей - отдельные разряды существ (животные, человек). Далее - идеи предметов. Все количество эйдосов восходит к идее Блага - к единому первоначалу. Эта идея «единого» близка к идее о Боге. [3, c.190]

  Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создает миф о пещере. В этом мифе говорится следующее: В одной пещере с самого рождения томятся узники. Они сидят спиной к огню и их головы не могут поворачиваться, поэтому они постоянно смотрят только в одну сторону - на стену пещеры. Позади них ходят люди, которые проносят различные предметы. Заключенные могут видеть лишь тени этих предметов и людей. И если хотя бы одному узнику удалось бы освободиться и увидеть людей, огонь и предметы, он бы наверняка решил, что это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь он привык верить, что реальные вещи - это тени. Кроме того- свет бы ослепил его.

  Можно предположить, смысл этого мифа заключается в том, что познать идеальную реальность довольно сложно. Узники пещеры - это мы. Тени на стене представляют собой образы знакомых нам вещей. Солнце символизирует верховную идею Блага, поэтому так сложно смотреть на него, хотя оно дает жизнь и делает все остальное видимым. Миф повествует о том, что если мы чужды философии, то мы видим только тени, видимость предметов. 

  Платон разработал еще один способ понимания идеального мира - через интуицию. Он пишет, что все мы родились с врожденным пониманием идеального мира, но забываем это знание. Платон вводит понятие «анамнезис»- воспоминание идеального мира, который мы знали до рождения. Анамнезис объясняет то, почему мы знаем некоторые вещи, хотя никогда не сталкивались с ними на опыте. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. 

  Учение Платона об идеях - «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе.[3, c.210] Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека.

 

4. Учение о душе

4.1. Душа и тело

  В диалоге “Федон” Сократ, готовящийся принять смерть, не только не сожалеет об этом, но и радуется предстоящему. Тело обременяет душу, тело мешает душе быть собой, а смерть — освобождение от тела, считает Сократ. Тело загрязнят душу. Тело — это то, что не даёт душе подняться вверх, то, что постоянно опускает её вниз. Истинной деятельностью души должно быть размышление, а все телесные нужды не позволяют душе всё время предоставлять себя тому, что является её истинным уделом. Вот что пишет Алкиной: “Мышление есть действие ума, созерцающего первично умопостигаемое. Оно двояко: одно — до внедрения души в тело, когда душа созерцает умопостигаемое; другое — после внедрения души в данное тело”. [1, c. 69-70] “Внедрение души в тело” — сказано не совсем верно, правильнее было бы говорить о внедрении тела в душу. Тело внедряется в душу саму по себе, чистую душу и препятствует ей созерцать само по себе бытие. Ведь тело является чуждым для души, внешним ей. 

  Человек должен есть, спать, справлять свои нужды и т. п. Человек вынужден отдавать себя совершенно посторонним, не относящимся к действительно присущим душе, занятиям. Душа находит себя в созерцании истинного бытия. Чтобы постигнуть вещи такими, какие они есть сами по себе, душа должна отрешиться от тела, от ощущений, которые ей мешают видеть “чистое бытие”, как пишет Платон. 

  “…У нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душою”,— говорит философ. [11, c.66] О чистом знании я буду говорить в другой части своей работы, но уже здесь, сравнивая душу и тело, необходимо сказать, что Платон не признаёт за телом способности к познанию. Тело не может нам помочь в познании истинных и вечных вещей,  т. е. оно не может нам помочь в действительном познании (а под действительным познанием Платон понимает именно познание вечных вещей, т.е. идей). Мало того, оно не дает нам, нашей душе осуществить это познание. Тело препятствует душе быть собой, постоянно отвлекая её, заставляя прислушиваться к внешнему, чувственному. Телесное рассеивает внимание души, разрушает её сосредоточенность. Внешнее везде в этой жизни, по Платону, настигает душу, не дает ей остаться наедине с собой, оно всюду врывается в это внутреннее одиночество души.

Информация о работе Вклад Платона в развитие психологии