Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

1.Раскрыть представления о душе Платона.
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) родоначальник объективного идеализма. Душа - самостоятельная субстанция; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная №1.docx

— 24.07 Кб (Скачать файл)

Потапова Елена, ПС4з

Самостоятельна работа №1

Тема: Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний.

1.Раскрыть представления  о душе Платона.

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) родоначальник объективного идеализма. Душа - самостоятельная субстанция; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию. При смерти душа расстается с телом: она либо будет блуждает вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир. В мыслях Платона о диалогической форме мышления также выступает активная жизнь души.

2. Понимание души, учение о чувствах и познании  Аристотеля.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). "О душе" – первое психологическое сочинение. Аристотель считается основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. "Энтелехия" - существование чего-то. Душа есть сущность живого тела, "осуществление" его бытия, так же как зрение - сущность и "осуществление" глаза как органа зрения. Главная функция души - реализация биологического существования организма.

3. Роль Демокрита, Анаксагора, Гераклита в формировании  трёх объяснительных принципов  психологии.

Гераклит, принцип закономерности. "Познай самого себя". Термин "Логос " - Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Постигать себя (свою психею) - значит углубляться в закон (Логос). Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

Демокрит, принцип причинности. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня. Принцип причинности назвали детерминизмом. Сами боги - ничто иное как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из различного сорта атомов. Самые подвижные из них - атомы огня, они образуют душу.

 

Анаксагор, принцип организации. Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Не разум, а телесная организация человека определяет его преимущества.

 

4.Определить значение представлений Платона для развития психологии.

 

Платон стал родоначальником философии идеализма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные усилия) то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий шаг. Он оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний. ("Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая"). Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внешней (социальной) получил название "интериоризация" (от лат. internus - внутренний). Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял платоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из упряжи, и породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души, кони - два типа мотивов: низшие и высшие. Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Так в сферу изучения души вводился аспект конфликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрейда.

 

5. Итоги развития психологии в античности.

 

1. Первые работы о душе и функциях души;

2. Материалистическое представление (Эпикур, Лукреция): Душа служит источником  энергии для тела, состоит из  мелких подвижных атомов, смертна появляется и исчезает с телом;

3. Идеалистическое направление (Сократ, Платон): Душа – прежде  всего источник разума, нравственности, совести. Бессмертна, вечна;

4. Описание структуры  души и такое явление, как внутренний  конфликт в душе человека (Платон);

5. Начинают изучаться  основные компоненты познания: ощущения, память, воображение, мышление;

6. Впервые начинают изучаться  ассоциации (связь между психическими  элементами);

7. Создание первой типологии  темпераментов (Гиппократ).

 

 

 

 

      Список литературы:

 

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М: Наука, 1990. – С.60 – 147.
  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001. – С.47 -95.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века. М.: «Академия», 1997. – С.64 – 118.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вклад философов и медиков античности в развитие психологических знаний